КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                     факультет психологии, валеологии и спорта

Домой Вверх

Кафедра общей и социальной психологии


Вверх
Научная деятельность
Преподавательский состав
Учебные программы
Библиотека

 

М.В.Воробьёва

ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ (на примере представителей малого и среднего бизнеса г. Кургана)

         Понятие «самоактуализация» личности  является базовым понятием гуманистической психологии. В центре ее внимания находится  проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста.

      Как отмечает Е.Е. Вахромов, на глобальном метапсихологическом уровне, тенденция к самоактуализации (по К. Роджерсу) есть проявление глубинной тенденции к актуализации: …«Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм. На еще более широком уровне мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до огромной галактики, от самой ничтожной амёбы до самой тонкой и одаренной личности».

              На уровне человека А.Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или ненужных, или ненастоящих) проблем жизни… То есть самоактуализация – это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам».

              Процесс самоактуализации человека, как утверждает А. Маслоу, должен рассматриваться и описываться «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор жизненных целей и путей их достижения. И видится он с этой точки как определенная последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых человек сталкивается с определенными проблемами, принимает вызовы, прилагая собственные усилия. По мере решения проблем человек совершенствуется, развивается, сознательно выбирая для себя еще более трудные (но соответствующие его силам и возможностям) реалистические проблемы. В противном случае человек  деградирует, не принимая вызовы, отказываясь от приложения собственных усилий в решении проблем, или выбирая  те, которые не соответствуют силам и возможностям его «самости». А. Маслоу подчеркивает, что выбор  в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора. Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала может привести к возникновению нервных и психических расстройств, к соматическим заболеваниям, а отсутствие в том или ином регионе, стране, сообществе условий для самоактуализации человека приводит к явлениям застоя социогенного и экономического процесса.

              О самоактуализации в широком смысле можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека.  Например, в овладении школьником определенной суммой знаний, достаточной для успешного поступления в Вуз. При этом, особое значение имеет факт осознания человеком знаний и умений. Такого рода осознание,  дополняемое положительными оценками друзей, родных, взрослых приносит особые переживания, которые отражают состояние …счастья.

              Обращаясь к проблеме самоактуализации личности, представители гуманистической психологии сосредотачивают внимание на необходимости создания в обществе условий для саморазвития и самосовершенствования «человека действующего», то есть обладающего творческой, «надситуативной активностью» (В.А.Петровский). Но, как отмечает В.А. Петровский, человек, способный творчески действовать, развивается и «вырастает» на протяжении жизни из человека адаптирующегося; способность к надситуативной активности «надстраивается» над  сформированными социальными и индивидуальными компетентностями.

              Социальная компетентность (по определению В.Н. Куницыной) – система знаний о социальной действительности и о себе, система сложных коммуникативных навыков и умений, сценариев поведения в типичных ситуациях общения, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решение со знанием дела, действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

              Таким образом, проблема самоактуализации личности рассматривается в гуманистической психологии, как проблема саморазвития и самосовершенствования прежде всего творческого потенциала индивида. Вопрос о соотношении   характера самоактуализации личности в деятельности и самоактуализации личности в общении, с нашей  точки зрения, представлен в исследованиях не достаточно и нуждается в дальнейшей разработке.

      На основании выше изложенного мы определили   цель нашего исследования -  изучение коммуникативных качеств самоактуализирующейся личности.

      Мы предположили, что самоактуализирующаяся личность характеризуется высоким уровнем сформированности коммуникативных качеств.         

      Таким образом, в качестве предмета исследования выступили: особенности соотношения характера самоактуализации личности и сфомированности ее коммуникативных свойств.

 В эксперименте участвовали представители малого и среднего бизнеса г. Кургана в возрасте  30-40 лет (50 человек)

Одной из задач нашего экспериментального исследования являлось определение особенностей самоактуализации  и характера личностного роста представителей малого и среднего бизнеса.

.   Для решения данной задачи мы использовали методику САТ, в соответствии с которой  определяли уровень самоактуализации представителей малого и среднего бизнеса .

              Опираясь на позицию авторов русскоязычной версии опросника САТ (Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина, М.В. Загик и М.В. Кроз), мы рассматриваем самоактуализацию как многомерную величину, включающую ряд базовых и дополнительных параметров – характеристик самоактуализирующейся личности.

              В соответствии с этими параметрами с помощью теста САТ мы оценивали у наших испытуемых  самоактуализацию по двум основным и 12 дополнительным шкалам.

              На основании ответов обследуемых были определены средние значения по каждой шкале.

              Анализируя  результаты диагностики , мы исходили из того, что по мнению авторов САТ у самоактуализирующейся личности количественные показатели развития всех  характеристик самоактуализации не должены «зашкаливать». Предельное значение параметров САТ (такое явление Э. Шострем называет «псевдосамоактуализацией») свидетельствует о слишком сильном влиянии на результат опроса фактора социальной желательности или о намерении испытуемого выглядеть наиболее благоприятным образом. По данным Э. Шострем, тестовые оценки, соответствующие  высокому уровню самоактуализации, должны превышать средние значения по выборке, но не достигают максимально возможных.

              Результаты обследования показали,  что бизнесмены, участвующие в эксперименте, отличаются достаточно высоким уровнем развития всех характеристик самоактуализации. В то же время, для наших испытуемых характерна   разная степень выраженности направлений их  личностного роста.

              Наиболее высокие значения обнаружились по шкалам:

- «сензитивность к себе» - способность человека отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах. Высокие баллы по этой шкале говорят о высоком уровне развития самосознания, направленного на осознание своего  актуального поведения и чувств, а не на поиск их причин, что позволяет в конечном итоге почувствовать собственные потребности и определять свои отношения с окружающим миром таким образом,  чтобы удовлетворялись доминирующие потребности;

- «самоуважение» - способность  человека ценить свои достоинства, ощущать себя компетентным и достойным человеком, готовым справиться с задачами и требованиями, предъявляемыми жизнью. Это порождает чувство уверенности, осознание своей полноценности. Самоуважение является предпосылкой активности и независимости личности;

- «представления о природе человека» - способность воспринимать природу человека и человечество в целом философски, благосклонно, принимать окружающих людей такими, какие они есть, спокойно относится к слабостям ественных человеческих слабостей самоактуализирующийся человек (высокие показатели по данной шкале) расценивает аналогичные формы выражения агрессивных эмоций у окружающих людей; других людей и не бояться их силы или превосходства в чем-либо;

- «синергия» - способность человека к целостному восприятию людей и окружающего мира, способность к пониманию связанности противоположностей, толерантность к противоречиям и неопределенности. На поведенческом уровне синергия проявляется в единстве слова и дела.

              Несколько меньшие значения выявлялись по шкалам:

- «компетентность во времени» - способность человека жить в настоящем, переживать настоящий момент времени во всей его полноте, способность понимать, как прошлое относится к настоящему, реалистично связывать долгосрочные планы с текущими задачами, рационально планировать свою жизнь и деятельность;

- «ценностные ориентации» - степень соответствия жизненных ценностей человека важнейшим общечеловеческим ценностям, к которым А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, справедливость, целостность, уникальность, совершенство и др.;

- «принятие агрессии» - способность принимать свои собственные раздражения, гнев, агрессивность как естественные проявления человеческой природы. Также терпимо, как проявление ест

- «контактность» - способность человека к быстрому установлению близких отношений с людьми, обладающими сходными характеристиками и ценностями, стремление к более глубоким и тесным взаимоотношениям с людьми, к так называемому «субъект субъектному» общению.                          

     Подводя итог выше сказанному, можно утверждать, что в целом большинство участников обследования являются зрелыми, психически здоровыми,  самоактуализирующимися личностями, достаточно свободными в выборе направлений личностного роста, «наилучшим возможным образом использующими свои таланты и способности».

   Определение сформированности коммуникативных  свойств представителей бизнеса позволило констатировать, что коммуникативная сфера личности предпринимателей характеризуется высоким уровнем развития.

    Сформированность коммуникативных качеств предпринимателей выявлялась  посредством  диагностики уровня развития таких коммуникативных свойств личности как коммуникабельность, эмпатия, предпочитаемый личностью стиль поведения в конфликтной ситуации.

      Выбор обозначенных коммуникативных свойств, исследуемых в нашей работе, определился на основании теоретического анализа проблемы характеристик личности как субъекта общения. Чаще всего в исследованиях, посвященных проблеме коммуникативных особенностей личности, именно данные качества рассматриваются как характеристики поведения субъекта в межличностном общении.

     Анализ  результатов диагностики коммуникабельности показал, что значительное большинство предпринимателей, участвующих в эксперименте отличаются высокой коммуникабельностью. Для них характерны такие черты коммуникабельности, как интерес к самому процессу общения, легкость установления  контактов с новыми людьми.

      Результаты диагностики эмпатии показали, что почти все участники эксперимента составили группу с высоким уровнем развития эмпатийных способностей. Не было выявлено ни одного человека с низким (или с тенденцией к низкому) уровнем развития эмпатии.

       Определяя преобладающий стиль поведения обследуемых предпринимателей в конфликтной ситуации, мы установили, что в среднем по группе не наблюдается значимых предпочтений какого-то стиля поведения конкретно. Скорее всего, участники обследования на практике используют каждый из возможных вариантов поведения в зависимости от конкретной конфликтной ситуации.             

              Еще одной задачей нашего эмпирического исследования явилось определение соотношения характера самоактуализации и сформированности коммуникативных качеств личности предпринимателей.

              Используя методику САТ, мы ориентировались на содержание цели нашего исследования и, в этой связи, акцент сделали на анализе результатов, полученных  только по дополнительным двум шкалам: «Принятие агрессии» и «Контактность», так как они в большей степени содержат информацию о тех или иных конкретных коммуникативных качествах  личности.

              Соотнося результаты диагностики обследуемых  по этим двум шкалам со средними значениями, мы распределили участников обследования на две «полярные» группы: первая группа – с высокой степенью  самоактуализации; вторая группа – с низкой степенью самоактуализации. Таким образом, в рамках  каждой из двух обозначенных выше шкал определились группы с разным количественным составом. По шкале «контактность» в группу с высокой степенью самоактуализации вышло 20 человек, с низкой -29, а по шкале «принятие агрессии» первую группу составило 24 человека, а вторую -25.

              Далее мы произвели точечный анализ результатов диагностики коммуникативных качеств внутри каждой группы с учетом шкалы САТ («принятие агрессии» и «контактность»).

            Оценивая соотношение степени самоактуализации представителей бизнеса по шкалам «контактность» и «принятие агрессии» и сформированности  коммуникативных качеств обследуемых, мы не обнаружили значимых различий в развитии коммуникабельности у предпринимателей с высокой и низкой самоактуализацией как по шкале «контактность», так и по шкале «принятие агрессии».

              Оценивая характер соотношения степени самоактуализации обследуемых бизнесменов по шкале «контактность» и особенностей развития их способности к эмпатии, мы обнаружили, что независимо от степени самоактуализации предприниматели  в большинстве своем показали результаты, соответствующие высокому (или среднему, с тенденцией к высокому) уровню развития эмпатии.

              Аналогичными оказались результаты анализа соотношения степени самоактуализации  и характера развития  эмпатийных способностей обследуемых по шкале «принятие агрессии».

              Анализ результатов оценивания соотношения степени самоактуализации бизнесменов по шкалам «контактность» и «принятие агрессии» и особенностей их поведения в конфликтной ситуации показал, что существует взаимосвязь между степенью самоактуализации личности по данным шкалам и стилями поведения в конфликтной ситуации. Так, в группе с высокой степенью самоактуализации как по шкале «контактность», так и по шкале «принятие агрессии» преобладает стиль «сотрудничество», а в группе с низкой самоактуализацией – «приспособление».

              Таким образом, наше исследование, посвященное изучению коммуникативной сферы самоактуализирующихся личностей на примере людей, занимающихся предпринимательской деятельностью, показало неоднозначное соотношение характера самоактуализации  личности и сформированности ее коммуникативных черт.

 

      ЛИТЕРАТУРА

1. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. –М.: 2001

2.  Куницына В.М. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение// Теоретические и прикладные вопросы психологии.-СПб: СпбГУ, 1995.

3.   Куницына В.М., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение.: «.- СПб Питер», 2002.

 4.    Роджерс  К. Клиенто-центрированная терапия. – Киев.: 1997.

 

Отправить сообщение nmpsy@yandex.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
© 2006 КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Дата изменения: 17.10.2006