Основное научное направление кафедры -
«Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе». В 1998-2000
гг. выиграны 2 гранта Минобразования России, 1 грант РФФИ, 1 грант Губернатора
Курганской области, 1 грант «Университеты России» по итогам конкурса НИР по
фундаментальным проблемам психологии. В научных исследованиях активно участвуют
студенты, материалы НИР широко используются в учебном процессе.
Ежегодно проводится студенческая научная
конференция по актуальным проблемам психологии. В прошлом году 5 дипломных работ
были представлены на внешний конкурс и 5 работ - на молодежный конкурс.
Ежегодно работы выпускников-психологов становятся дипломантами Всероссийского
конкурса научных студенческих работ (Кирьянова Д.А. - 2001, Саваненкова Т.А.-
2000, Пригородов СА. – 1999).
Кафедра общей и социальной
психологии тесно взаимодействует с Главным управлением образования (совместный
проект «Модернизация системы образования в сельском социуме» на 2002 – 2005
г.г. – подпроект «Разработка концептуальной модели родительства и
психологического сопровождения его формирования и функционирования в сельском
социуме», утвержденный Президиумом РАО); Уральским отделением РАО,
Психологическим институтом РАО и Областным институтом повышения квалификациии и
переподготовки работников образования (межвузовско-академическая лаборатория,
разрабатывающая проект «Концепция адаптивной модели психологического
сопровождения педагогического процесса в общеобразовательной школе»); областной
ассоциацией «Женщины науки Зауралья» (психологическое обеспечение проекта
«Женщины против насилия») и другими организациями, учреждениями и
функциональными структурами.
В 2001 г. научно-исследовательская работа
кафедры была направлена на изучение проблемы "Психологические проблемы
личности в педагогическом процессе". В ходе первого поискового этапа
исследования были определены основные объекты и направления психологического
мониторинга личностных проблем учащихся разного возраста и педагогов,
разработаны его программы, осуществлен подбор и апробация психологических
методов исследования.
На этой основе было проведены экспериментальные
исследования личностных проблем субъектов педагогического процесса и выявлена
тезаурус и таксономия этих проблем.
Новизна исследования
заключается в создании концепции психологического мониторинга,
разработке авторских психодиагностических методов исследования личностных
проблем субъектов педагогического процесса в аспекте психологической
помощи.
Результаты исследования применимы
в работе руководителей учреждений образования, педагогов, психологов для
отслеживания психологического здоровья субъектов педагогического процесса при
определении эффективности последнего и создании моделей психологической службы
образования.
Реализация результатов: данные
исследования широко пропагандировались на научно-практических конференциях в
г.г. Москве, Казани, Шадринске, Екатеринбурге, представлены в 1 докладе и 14
выступлениях на Международной конференции «Личность в современном мире
(социально-психологические проблемы)», в 12 студенческих докладах на
университетской конференции. 6 работ направлены на Всероссийский и Областной
конкурс научных студенческих работ.
Всего по результатам исследования опубликовано:
1 монография «Практическая психология образования» - Курган: КГУ, 2001;
1 учебное пособие «Справочная книга социального педагога» М.: ТО Сфера,
2001); 19 статей и 5 тезисов; 5 материалов
направлены для опубликования в центральной печати.
Использование результатов исследования в учебном
процессе: разработаны спецкурыс:
"Психологический мониторинг развития учащихся в процессе обучения»,
«Переживание-преодоление критических ситуаций подростками в как фактор
отклоняющегося поведения подростков»; защищено 15 дипломных работ (рук.
Р.В.Овчарова, М.В.Воробьева, А.Б.Хромов, В.С.Гончаров).
|