КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                     факультет психологии, валеологии и спорта

Домой Вверх

Кафедра общей и социальной психологии


Вверх
Научная деятельность
Преподавательский состав
Учебные программы
Библиотека

 

М.В.Воборьёва

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВРАЧА-ХИРУРГА В ОБЩЕНИИ В ПАЦИЕНТОМ

 

Работа практикующего врача - особый вид деятельности, который предполагает наличие специальных знаний, умений и навыков в области медицины, а также, требует от специалиста особой организации общения с пациентом.

Согласно известной типологии Е.А.Климова профессия врача относится к типу профессий “человек-человек”. Как все профессии этого типа, врачебная деятельность предполагает в качестве обязательного компонента общение врача с больным. На всех этапах врачебной практики происходит его общение с пациентом, будь то диагностика, консультация, лечение или профилактические действия врача. Общаясь с больным, доктор выслушивает жалобы пациента на свое здоровье и самочувствие, определяет симптоматику возможного заболевания, назначает лечение, наблюдает за состоянием больного в процессе лечения.

Межличностное  взаимодействие врача с пациентом направлено на решение главной задачи врачебной деятельности - выздоровление больного.

Успешное решение этой задачи оказывается возможно при условии правильной организации отношений врача с больным. Эти отношения предполагают прежде всего наличие определенного настроя на пациента, установки на общение с больным, то есть, соответствующей организации мотивационно - личностного компонента коммуникативной деятельности врача. Мотивационная составляющая общения врача с пациентом непосредственно связана с целями врачебной деятельности: диагностикой заболевания, лечением (консервативным или оперативным), проведением реабилитационных мероприятий, и определяет направленность его общения с больным.

Проблема общения врача с пациентом  представлена в немногочисленных исследованиях под разным углом зрения (И.Харди, Е.И.Климов, Л.Н.Собчик и др.), но все авторы единодушны в одном: общение врача с пациентом есть необходимая составляющая, определяющая успешность медицинской практики.

Венгерский психолог И.Харди (1981) анализирует общение врача с пациентом с точки зрения операционально-технической стороны коммуникативной деятельности, выделяя конкретные коммуникативные действия, осуществляемые врачом в процессе общения с больным.

Е.И.Климов (1996) рассматривает коммуникативную составляющую деятельности врача в контексте профессионально значимых характеристик личности врача как представителя профессии типа “ человек- человек”.

Л.Н.Собчик (1998) представляет коммуникативные качества личности врача в перечне психодиагностических портретов медиков в зависимости от их специализации. Учитывая, что специализации у медиков – самые разные (следовательно, разные специальные цели деятельности), значительно разнятся и профессиональные качества личности врача. Автор отмечает, что медики не имеют единого психодиагностического образца. Например, хирурги отличаются такими личностными особенностями, как высокая стеничность, выносливость к перегрузкам, решительность, низкая эмпатийность. У психотерапевтов и врачей-психиатров, наоборот, наблюдается высокая эмпатийность и отмечаются хорошие коммуникативные способности.

В связи с выше изложенным мы предположили, что направленность врача- хирурга в общении с пациентом имеет свои особенности по сравнению с представителями других медицинских специальностей. Проверка данного предположения составила цель нашего исследования.

В изучении особенностей направленности врача-хирурга в общении с пациентом мы исходили из того, что в психологии общения направленность определяется как мотивационно-личностный компонент коммуникативной активности субъекта. Как коммуникативная сторона общения это сложное образование, которое включает характеристики социальной направленности личности, особенности коммуникативной направленности субъекта общении, показатели мотивации аффилиации, а также, преобладающие эмпатийные тенденции личности.

Исходя из этого положения, основную задачу нашего исследования составило изучение направленности врача-хирурга в общении с пациентом через выявление особенностей всех выше обозначенных компонентов мотивационно-личностной сферы коммуникативной деятельности врача.

Для решения поставленной задачи нами было проведено эмпирическое исследование, в котором участвовали врачи-хирурги РНЦ “ВТО” им. Г.А.Илизарова и Курганского областного кардиологического диспансера (48 человек) в возрасте 38-55 лет, со стажем хирургической практики - не менее 10 лет.

Для определения социальной направленности личности врача-хирурга мы использовали методику “Оценка социальной направленности личности“ (адаптированный А.К.Осницким вариант методики В.Басса, В.Смекала и И.Кучера).

Исходя из ответов обследуемых, были выявлены показатели преобладания у них определенного вида социальной направленности: личной, общественной, деловой.

Оказалось, что большинство участников эксперимента (45,3%) ориентируются в общении с больными на решение профессиональных задач, связанных с конкретной деятельностью. Примерно одинаково (27,1% и 27,6%) распределились те обследуемые, у которых обнаружилось преобладание личной и общественной направленности. Для них наиболее значима сама ситуация общения как возможность реализации либо потребностей в самовыражении, либо – потребностей в коммуникации как таковой, то есть “ общении ради общения “.

Диагностика коммуникативной направленности врача-хирурга в общении с пациентом осуществлялась с помощью методики “НЛО“, разработанной С.Л.Братченко. Данная методика позволяет выявить глубинные коммуникативные установки личности в общении. На основании выделенных автором пяти видов направленности в ходе проведенного нами обследования были получены результаты, которые показали преобладание индифферентной направленности. Индифферентная направленность характеризуется доминированием у врачей-хирургов ориентации на решение сугубо деловых вопросов, на деловую коммуникацию и предметное взаимодействие, “уход” от общения как такового. При такой направленности и партнер как личность, и само общение со всеми его проблемами по существу игнорируются, любые ситуации воспринимаются, прежде всего, как “деятельностные”. Типичные примеры ответов, иллюстрирующих данную направленность: “Мне нравится такое общение, когда оно направлено на решение проблемы”.

Менее всего оказалась выраженной авторитарная направленность, то есть ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность партнера, подчинить его себе. Такая направленность сопряжена с ”коммуникативной агрессивностью» и коммуникативной ригидностью человека. При этом она сочетается с “требованием “быть понятым, то есть, требованием безоговорочного принятия и поддержки. Человек с такой направленностью в общении ориентирован, прежде всего, на себя и свои интересы, предпочитая стереотипное “общение-функционирование”.

Несколько более выраженной, чем авторитарная направленность, выявилась манипулятивная направленность. Отличительной чертой этого вида направленности является преобладание отношения к партнеру по общению как к средству, объекту своих манипуляций. При такой направленности человек стремится понять (“вычислить”) собеседника, чтобы получить нужную информацию. При этом, сам субъект общения остается “ закрытым”, скрывает свои истинные цели и чувства или демонстрирует качества, выгодные в данной ситуации.

Примерно одинаково у врачей-хирургов распределились значения, соответствующие альтероцентристской и конформной НЛО. Альтероцентристскую направленность автор методики определяет как добровольную “центрацию” на партнере, ориентацию на его цели, потребности, чувства, бескорыстное жертвование своими собственными интересами и игнорирование своих целей. Данная направленность связана со стремлением человека понять запросы другого, максимально удовлетворить их, способствовать развитию и благополучию партнера, не ожидая ничего взамен, а иногда и даже в ущерб своему собственному благополучию.

Конформная направленность выражается в отказе от равноправия в общении в пользу партнера, в ориентации на подчинение силе авторитета, в использовании позиции некритического согласия с партнером, избегании конфликтов и противодействия.         

Анализ результатов диагностики мотивации аффилиации у обследуемых врачей-хирургов показал, что  более чем у половины обследуемых преобладает “амбивалентная “ аффилиация.

Для определения мотивации аффилиации мы использовали методику А.Мехрабяна, адаптированную М.Ш.Магамед-Эминовым, в которой авторы выделяют четыре типа мотивации аффилиации: ”амбивалентную”; “нейтральную”; “негативную”;”позитивную”.

“Амбивалентная“ свидетельствует о том, что у субъекта общения потребность либо удовлетворяется всегда, либо отвергается вообще. Такая тенденция характерна для личности с конформным поведением.

Наименее выраженной оказалась “позитивная” аффилиация, которая означает, что в большинстве случаев у субъекта общения потребность в аффилиации адекватно удовлетворяется. Он ожидает, что его аффилиативные действия и намерения будут подкреплены позитивно, то есть, будут вызывать у окружающих положительные эмоции, понимание, дружбу, любовь.

Несколько больше, чем “позитивная” аффилиация, у врачей-хирургов обозначилась “негативная” аффилиация, которая отражает ожидания индивида со стороны окружающих отрицательных подкреплений, проявления негативных чувств и эмоций в ответ на собственные аффилиативные действия и намерения.

Пятая часть от общего числа обследуемых врачей обнаружили “нейтральные” аффилиативные тенденции, то есть, для них характерны “бесстрастные” отношения с окружающими (в том числе и с больными), от которых они не ждут ярко выраженных всплесков положительных или отрицательных эмоций. Они склонны полагать, что их намерения и действия, направленные на “сближение”, могут быть восприняты окружающими как умеренно позитивно, так и умеренно негативно.

Диагностика эмпатийных тенденций проводилась с помощью методики А.Мехребиана и Н.Эпштейна. В качестве основного показателя, используемого авторами методики, выступает уровень развития эмпатийных тенденций.

Результаты диагностики развития эмпатийных тенденций у врачей-хирургов показали, что значительное большинство из них характеризуются низким и средним, с тенденцией к низкому уровнем. Как отмечают авторы методики, если у субъекта обнаруживается низкий уровень эмпатии, то он не способен отзываться на чувства другого и принимать их во внимание.

Полученные нами данные подтверждают результаты диагностики способности к эмпатии, представленные в специальных исследованиях. Например, Л.Н.Собчик (1998) указывает, что именно врачи-хирурги отличаются от других специалистов-медиков низкой эмпатийностью, так как по роду своей деятельности они воспринимают  пациента как индивида , организм которого нуждается в лечении, а не как партнера по общению, переживающего какие-то чувства и нуждающегося в понимании и сопереживании.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. В ходе изучения направленности врача-хирурга в общении с пациентом выявились некоторые особенности  мотивационно-личностного аспекта коммуникативной деятельности медицинского работника данной специальности. Среди всех участников эксперимента оказалось больше всего тех, у кого преобладает индифферентная НЛО. У большей части хирургов обозначилось преобладание социальной  деловой направленности. Наиболее выраженной мотивацией аффилиации оказалась “амбивалентная”. Развитость эмпатии у значительного большинства врачей-хирургов оказалась на низком уровне.

2. Обозначенные особенности коммуникативной направленности врачей-хирургов соответствуют данным, представленным в научной литературе , и подтверждают опосредованность личностных свойств (в данном случае, коммуникативных) спецификой профессиональной деятельности личности.

 Литература

1.    Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала.-Псков, 1997.

2.    Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности.- М.,1998.

3.    Харди И. Врач, сестра, больной / психология работы с больным.- Будапешт, 1981.

 

Отправить сообщение nmpsy@yandex.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
© 2006 КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Дата изменения: 17.10.2006