КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                     факультет психологии, валеологии и спорта

Домой Вверх

Кафедра общей и социальной психологии


Вверх
Научная деятельность
Преподавательский состав
Библиотека

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины "Общая психология"

(общепрофессиональная дисциплина)

    Рабочая программа составлена доцентом, кандидатом психологических наук М.В.Воробьёвой

    - с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности № 030301 - Психология, № государственной регистрации 235 гум./сп. от 17.03.2000 г.

    - на основании учебного плана подготовки специалистов по данной специальности

    очной формы обучения, утвержденного 23.03.2001 г.;

    заочной формы обучения, утвержденного 23.11.2001 г.

    Утверждена на заседании кафедры общей и социальной психологии “30” сентября 2005 г.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ОПД.Ф.02

Обязательный минимум содержания

Общая характеристика психологии как науки; основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении ; современные представления о предмете психологии; культурно-историческая парадигма психологии; высшие психические функции; деятельностный подход психологии; строение деятельности; механизмы регуляции; эволюционное введение в психологию; понятие отражения и психики; классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие в филогенезе; возникновение и развитие сознания.

Общее представление о восприятии; классификация ощущений; феноменология восприятия; ощущения и образы; основные свойства перцептивных образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врожденного и обретенного в восприятии; восприятие и деятельность; психофизика ощущений; восприятие пространства и движения; константность и предметность восприятия.

Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти; виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция.

Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание; теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие внимания.

Основные направления развития представлений об эмоциях; назначение виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное исследование эмоций; потребности и мотивация; проблема мотивации в психологии деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных видов деятельности; эмпирические исследования мотивации.

Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики состояний. Управление состояниями.

Предмет и методы исследования в психологии мышления; виды мышления; основные подходы к изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; индивидуально-личностная детерминация мышления; исследования мышления с позиций деятельностного подхода; воображение и творческое мышление; мышление и интеллект, структура интеллекта; фило-, социо- и онтогенез мышления; развитие понятийного мышления; сознание и мышление.

Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосемантика, вербальное и невербальное общение.

Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.

Сознание. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), и динамические связи с осознаваемым.

Различные подходы к изучению неосознаваемому. Защитные и механизмы и факторы их осознания.

Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель.

Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие о личности в общей, дифференциальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования. Психические процессы, состояния и свойства. Генотипическая, фенотипическая, биологическая и социальная в индивидуальном развитии человека. Свойства, структура и типология личности. Номотетическая и идеографическая описание личности.

Требования к знаниям и умениям

Знать: основные понятия и категории психологии; основные объяснительные модели и подходы в отечественной и зарубежной психологии; эволюционные стадии развития психики; развитие высших психических функций и их социальную природу.

Понимать: место и роль психологии в системе научного знания и в практической жизни, взаимовлияние различных отраслей психологии; природу и качественные особенности психики человека.

Уметь использовать: экспериментальные и неэкспериментальные методы психологических исследований; количественные и качественные методы обработки полученных в ходе исследования данных; различные способы оценки психологических фактов и явлений в практической деятельности.

Иметь опыт: использования психодиагностических методик познавательных процессов; выявление и оценки различных психологических характеристик личности и ее деятельности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Объект учебной дисциплины: психическая реальность; психический уровень взаимодействия человека с окружающим миром.

Предмет: наиболее общие закономерности и механизмы природы и развития психики человека.

Основная цель курса “Общая психология”: дать студенту как будущему специалисту четкое и полное представление о психологии как науке, о психике как взаимосвязанной функциональной системе, и сформировать практические навыки изучения психологических особенностей человека.

Содержание данного курса должно стать основным для изучения ряда других психологических дисциплин. Курс состоит из лекционных, лабораторных, семинарско-практических и самостоятельных занятий.

Теоретическая и практическая части курса в общем объеме занятий представлены равномерно. Темп теоретических и практических занятий совпадают.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Лекции

дн./заоч. (час)

Лаборат.

дн./заоч.

(час)

Практич.

дн./заоч. (час)

 

РАЗДЕЛ I

36/10

 

36/6

1.

Предмет психологии, ее задачи и методы

4/2

-

4/2

2.

Основные этапы развития представлений о предмете психологии

10/2

10/2

3.

Теория деятельности

6/2

6/2

4.

Физиология движений и физиология активности

4/1

4

5.

Происхождение и развитие

Психики в филогенезе

4/1

4

6.

Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе

4/1

4

7.

Психофизическая проблема

4/1

4

 

РАЗДЕЛ II

38/8

36/8

8.

Познавательные процессы и их функция

1/1

4

9.

Ощущения

4/1

4

10.

Восприятие

4/1

4/2

11.

Память

4/1

4/2

12.

Внимание

4/1

4/2

13.

Мышление и речь

8/1

8/2

14.

Представление и воображение

6/1

6

15.

Целостность познавательной сферы личности

4/1

4

 

РАЗДЕЛ III

32/10

36/10

-

16.

Понятие о личности

2/1

4

17.

Жизненные ориентации

2/1

4/2

18.

Потребности личности

4/1

4/2

19.

Мотивация

4/1

4/2

20.

Жизненные ценности личности

2/1

4/2

21.

Я-концепция и самооценка

2/1

4/2

22.

Темперамент

2/1

2

23.

Характер

2/1

2

24.

Способности

2/1

2

25.

Типология личности

2/1

4

 

РАЗДЕЛ IV

20/8

36/10

 

26.

Сознание в структуре психического

4/1

4/2

27.

Сознание как психический процесс

4/1

10/2

28.

Психические состояния

4/1

6/2

29.

Эмоции

4/2

8/2

30.

Воля

4/2

8/2

ИТОГО:

126/36

72/20

72/14

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение в общую психологию

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. Проблема предмета психологии. Психические явления и психологические факты. Определение психологии как науки. Понятие о психике. Основные отрасли психологии. Методы исследования в психологии.

Тема 2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии

Представления древних философов о душе. “Психология сознания”. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Психология как наука о поведении. Неосознаваемые процессы. Сознание и неосознаваемое психическое. Методы выявления неосознаваемых процессов.

Тема 3. Психологическая теория деятельности

Основные понятия и принципы. Операционально-технические аспекты деятельности. Действия и цели. Психофизиологические функции. Мотивационно-личностные аспекты деятельности. Внутренняя деятельность. Деятельность и психические процессы. Теория деятельности и предмет психологии.

Тема 4. Физиология движений и физиология активности

Механизмы организации движений по Н. А. Бернштейну. Процесс формирования двигательного навыка. Принципы активности: конкретно-физиологический, общебиологический и философский аспекты.

Тема 5. Происхождение и развитие психики в филогенезе

Объективный критерий психики. Гипотеза А. Н. Леонтьева о происхождении чувствительности. Адаптивная роль психики в эволюции животных. Развитие психики в филогенезе: стадии и уровни. Основные особенности психики животных. Соотношение инстинкта и научения. Язык и общение. Орудийная деятельность.

Тема 6. Общественно-историческая природа

психики человека и ее формирование в онтогенезе

Гипотеза о происхождении сознания. Роль труда и речи. Вопрос о природе психике человека. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Строение высших психических функций. Превращение интепсихических отношений в интрапсихические. Усвоение общественно-исторического опыта как генеральный путь онтогенеза человеческого индивида.

Тема 7. Психофизическая проблема

Формулировка проблемы. Принципы психофизического взаимодействия и психофизического параллелизма. Снятие проблемы. Ограничения объяснения психического со стороны физиологии. Собственные единицы анализа и закономерности психологической науки.

Раздел II Психология познавательных процессов

Тема 8. Познавательные процессы и их функция

Познавательная сфера и ее структура. Психика как функциональная система. Познавательные образы как регуляторы поведения. Познавательная мотивация. Методы диагностики познавательной мотивации.

Тема 9. Ощущения

Понятие об ощущениях. Роль сенсорной информации в жизни и деятельности человека. Виды ощущений. Общие свойства ощущений. Чувствительность, методы измерения чувствительности. Пороги чувствительности. Психофизические законы. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. Совершенствование ощущений в результате упражнений. Компенсаторные возможности в области ощущений. Возрастные особенности ощущений. Сенсорное воспитание.

Тема 10. Восприятие

Понятие о восприятии. Общие свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция. Виды восприятия. Роль моторных компонентов в процессе восприятия. Возрастные особенности восприятия. Наблюдение, условия его эффективности.

Тема 11. Внимание

Понятие о внимании. Функции внимания в познавательной деятельности. Основные свойства внимания. Виды внимания. Методы исследования внимания. Внимание в учебном процессе. Внимание в обучении. Нарушения внимания и способы их коррекции в учебно-воспитательном процессе.

Тема 12. Память

Понятие о памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Индивидуальные особенности памяти.

Методы исследования памяти. Возрастные особенности памяти. Пути развития памяти в обучении. Рациональные способы запоминания учебного материала. Нарушения памяти и способы их коррекции.

Тема 13. Мышление и речь

Понятие о мышлении. Чувственное познание и мышление. Социальная природа мышления. Мышление как процесс. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Виды мышления и его индивидуальные особенности. Культура ума.

Мышление и решение задач. Проблемная ситуация и задача. Мышление и формирование понятий. Мышление и речь. Виды речи. Значение и смысл. Внутренняя речь и мышление. Культура речи.

Методы исследования мышления. Возрастные особенности мышления. Развитие мышления в процессе обучения.

Специфика естественного и искусственного интеллекта.

Тема 14. Представление и воображение

Понятие представлений: представление как образ и представление как процесс. Характеристика процесса представления. Понятие о воображении. Виды воображения. Роль воображения в жизни и деятельности человека. Приемы создания образов воображения. Методы исследования представлений и воображения.

Тема 15. Целостность познавательной сферы личности

Взаимосвязь мотивационных и операциональных компонентов. Комплексный анализ познавательной деятельности в конкретной педагогической ситуации. Понятие о “психометрических экзаменах”.

Раздел III . Психология личности

Тема 16. Понятие о личности. Основные модели личности в психологии

Индивид, субъект, личность, индивидуальность. Основные подходы к личности в отечественной психологии. Гуманистический подход к личности.

Тема 17. Жизненные ориентации личности

Основные подходы к проблемам смысла жизни и счастья. Ориентация на удовольствие как базовая жизненная ориентация. Подход З. Фрейда. Показатели удовлетворенности (М. Аргайл). Психоаналитические техники работы с человеком.

Ориентация на самореализацию как базовая жизненная ориентация. Подход З. Фромма. Техника работы с человеком К. Роджерса.

Ориентация на идеал, высшие ценности. Подход В. Франкла. Техника работы с человеком в рамках долготерапии.

Синтетическая модель жизненных ориентаций личности. Консультирование по жизненно важным проблема. Организация среды жизнедеятельности личности.

Тема 18. Потребности личности

Потребности как источник активности личности. Материальные и духовные потребности. Потребности в общении, познании и деятельности как основа формирования личности. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Гуманистический подход к человеку на основе модели Маслоу.

Тема 19. Мотивация

Понятие о мотиве. Виды мотивов. Мотивация достижения и избегания. Модель мотивации по Ф. Херцбергу. Атрибуция ответственности.

Учебная мотивация. Внешние мотивы учения. Акцентуация внешних мотивов. Коррекция акцентуаций. Внутренние мотивы учения. “Ощущение потока”. Организация внутренней мотивации.

Тема 20. Жизненные ценности личности

Жизненные ценности и ценностные ориентации. Жизненные ценности современного человека. Модель жизненных ценностей человека как члена социальной организации. Методы оценки удовлетворенности. Анализ удовлетворенности ученика школьной жизнью.

Тема 21. Я-концепция и самооценка

Самосознание и саморегуляция. Понятие о Я -концепции. Формирование образа “Я”. Самооценка как компонент образа “Я”. Виды самооценки. Методы анализа образа “Я”. Работа психолога по формированию и коррекции Я- концепции.

Тема 22. Темперамент

Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента. Свойства темперамента. Основные модели и методы изучения темперамента: Мерлин, Стреляу, Айзенк, Русалов.

Тема 23. Характер

Понятие о характер. Характер и отношения. Структура характера. Оценка свойств характера. Метод групповой оценки личности в изучении характера. Формирование характера; возможности психолога в работе по формированию характера.

Тема 24. Способности

Понятие о способностях. Виды способностей. Общие и специальные, познавательные и психомоторные способности. Подходы В. Д. Шадрикова, К. К. Платонова, Е.А. Климова.

Диагностика и развитие способностей.

Раздел IV. Сознание и психика

Тема 26. Сознание в структуре психического

Понятие о сознании. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация и динамические связи с осознаваемым. Защитные механизмы и факторы их осознания.

Тема 27. Сознание как психический процесс

Основные функции сознания. Эмпирические характеристики сознания: пространственная, временная, информационная, энергетическая. Структура сознания. Статическая и динамическая модель.

Тема 28. Психические состояния

Понятие о психических состояниях. Роль и место состояний среди других психических явлений. Классификация состояний . Диагностика и управление состоянием.

Тема 29. Эмоции

Понятие об эмоциях. Основные направления развития представлений об эмоциях. Экспериментальное исследование эмоций. Виды эмоций. Функции эмоций.

Тема 30. Воля

Понятие о воле. Воля и волевые процессы. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (1 раздел)

  1. Особенности психологии как науки.

  2. Научная и житейская психология.

  3. Проблема предмета психологии.

  4. Представления древних философов о душе.

  5. Явления сознания как предмет психологии.

  6. Значение работ Р.Декарта, В.Джемса, В.Вунда в развитии психологии сознания.

  7. “Рефлексия” Дж.Локк и метод интроспекции.

  8. Метод интроспекции и использование данных самонаблюдения.

  9. Интро- Экстро- и моноспекция.

  10. Понятие о фактах поведения.

  11. Понятие о неосознаваемых побудителях действий.

  12. З.Фрейд и проблема неосознаваемого.

  13. Некоторые аспекты теории бессознательного З.Фрейда.

  14. Понятие “о надсознательных” процессах.

  15. Сознание и неосознаваемое психическое.

  16. Методы выявления неосознаваемых процессов.

  17. Психологическая теория деятельности: основные понятия и принципы.

  18. Операционально-технические аспекты деятельности.

  19. Действие как основная единица анализа.

  20. Действия и цели.

  21. Понятие о операциях.

  22. Теория Д.Уотсона.

  23. Бихевиоризм и его отношение к сознанию.

  24. Заслуги недостатки психологии поведения.

  25. Понятие о неосознаваемых процессах деятельности.

  26. Первичные автоматизмы и навыки.

  27. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

  28. Навыки и сознание.

  29. Явления неосознаваемой установки.

  30. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

  31. Психофизиологические функции.

  32. Мотивационно-личностные аспекты деятельности.

  33. Мотивы и сознание в теории деятельности.

  34. Соотношение мотивов и деятельности.

  35. Развитие мотивов.

  36. Понятие “внутренняя деятельность”.

  37. Деятельностный подход как теоретическая основа отечественной психологии.

  38. Теория деятельности и предмет психологии.

  39. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении чувствительности.

  40. Развитие психики в филогенезе: стадии и уровни.

  41. Сознание как высший уровень психического отражения.

  42. Гипотеза о происхождении сознания.

  43. Постановка психофизиологической (психофизической) проблемы в психологии.

  44. Принцип психофизиологического взаимодействия.

  45. Решение психофизиологической проблемы в духе параллелизма.

  46. Возможность третьей точки зрения на решение психофизиологической проблемы.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (1 раздел)

    Конспектирование следующей литературы:

      Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания. Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В.Петровского. – М., 1987.

      Фресс П. О психологии будущего. Хрестоматия по психологии /Под ред.А.В.Петровского. – М., 1987.

      ЯрошевскийМ.Г. Категориальный аппарат психологии. Хрестоматия по психологии /Под ред.А.В.Петровского. – М., 1987.

    Составить библиографию по следующим темам:

а) Аристотель о природе души;

б) Понятие рефлексии в учении Дж.Локка;

в) Психология поведения Дж.Уотсона;

г)) З.Фрейд и проблема неосознаваемого;

д) Предмет психологии в теории деятельности.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (2 раздел)

  1. Понятие о внимании.

  2. Виды внимания.

  3. Свойства внимания.

  4. Особенности развития внимания.

  5. Понятие об ощущениях.

  6. Физиологические основы ощущений. Понятие об анализаторе.

  7. Виды ощущений.

  8. Чувствительность и ее изменение. Пороги чувствительности.

  9. Формы изменчивости чувствительности.

  10. Понятие о восприятии.

  11. Основные свойства восприятия.

  12. Виды восприятия.

  13. Восприятие пространства, времени и движения.

  14. Восприятие и действие.

  15. Восприятие и установка.

  16. Иллюзии восприятия.

  17. Понятие о памяти.

  18. Процессы памяти. Психоаналитическая характеристика запоминания.

  19. Процессы сохранения и забывания. Законы забывания.

  20. Воспроизведение и узнавание как процессы памяти.

  21. Виды памяти.

  22. Типы памяти.

  23. Понятие о мышлении.

  24. Процессы мышления.

  25. Виды мышления.

  26. Умственные качества личности.

  27. Понятие о воображении.

  28. Виды воображения.

  29. Закономерности создания образов воображения.

  30. Воображение и органические процессы.

  31. Воображение и эмоции.

  32. Воображение и творческий процесс.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (2 раздел)

    Определить наиболее типичные нарушения внимания и предложить способы их коррекции.

    Разработать для учащихся памятку “Рациональные приемы заучивания учебного материала”.

    Подготовить библиографию по теме “Исследование содержательных структур мышления”.

    Подготовить доклад по теме “Воображение и творчество”.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (3 раздел)

  1. Основные подходы к личности в отечественной психологии.

  2. Потребности как источник активности личности.

  3. Потребности в общении, познании и деятельности как основа формирования личности.

  4. Иерархия потребностей по А.Маслоу.

  5. Понятие о мотиве. Виды мотивов.

  6. Мотивация достижения и избегания.

  7. Учебная мотивация. Внешние и внутренние мотивы учения.

  8. Жизненные ценности и ценностные ориентации. Жизненные ценности современного человека.

  9. Понятие о Я-концепции.

  10. Самооценка как компонент образа “Я”. Виды самооценки.

  11. Понятие о характере.

  12. Структура характера.

  13. Понятие о темпераменте.

  14. Физиологическая основа темперамента.

  15. Свойства темперамента.

  16. Основные модели и методы изучения темперамента: Мерлин, Стреляу, Айзенк, Русалов.

  17. Оцен6ка свойств характера.

  18. Формирование характера.

  19. Понятие о способностях.

  20. Виды способностей.

  21. Подходы В.Д.Шадрикова, К.К.Платонова, Е.А.Климова.

  22. Диагностика и развитие способностей.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (3 раздел)

    Провести анализ либо самоанализ образа “Я” по предложенной схеме:

    а) описать реальное “Я” личности;

    б) описать идеальное “Я” личности;

    в) сравнить реальное и идеальное “Я” личности и выделить наиболее важные пункты рассогласования;

    г) описать типичные для личности способы саморегуляции, направленные на устранение выделенных рассогласований.

    Провести анализ либо самоанализ характера, используя следующую схему:

    а) определить, какие свойства проявляются у личности по отношению к труду;

    б) определить, какие свойства проявляются по отношению к вещам;

    в) определить, какие свойства проявляются по отношению к другим людям;

    г) какие свойства проявляются по отношению к себе;

    д)) оценить выделенные свойства по их социальной значимости и степени и выраженности.

    Подготовить библиографию по теме “Виды специальностей”.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (4 раздел)

  1. Понятие о сознании. Признаки и свойства сознания.

  2. Неосознаваемые явления в психике, их классификация и динамические связи с осознаваемым.

  3. Основные функции сознания.

  4. Эмпирические характеристики сознания: пространственная, временная, информационная, энергетическая.

  5. Структура сознания. Статическая и динамическая модель.

  6. Понятие о психических состояниях.

  7. Классификация состояний.

  8. Диагностика и управление состоянием.

  9. Понятие об эмоциях.

  10. Основные направления развития представлению об эмоциях.

  11. Экспериментальное исследование эмоций.

  12. Виды эмоций.

  13. Функции эмоций.

  14. Понятие о воле.

  15. Воля и волевые процессы.

  16. Произвольное и волевое.

  17. Воля как высший уровень регуляции.

  18. Волевые процессы и их изучение.

  19. Волевые качества личности.

  20. Личность как предмет психологического исследования.

  21. Соотношение понятий “индивид”, “деятельность”, “личность”, “субъект”, индивидуальность”.

  22. Свойства личности.

  23. Структура личности.

  24. Типология личности.

  25. Общее представление о восприятии.

  26. Общее представление о памяти.

  27. Общее представление о мышлении.

  28. Мышление как познавательный процесс.

  29. Индивидуально-личностная детерминация мышления.

  30. Воображение и творческое мышление.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (4 раздел)

    Подготовить библиографию поп теме “Функции сознания”.

    Подготовить библиографию по теме “Понятие о психических состояниях”.

    Провести анализ либо самоанализ волевых качеств личности, учитывая следующие критерии (признаки) их развития:

    а) целеустремленность проявляется в умении ставить ясные цели и задачи, в умении планомерно осуществлять деятельность в соответствии с поставленной целью;

    б) настойчивость и упорство проявляются в умении длительно добиваться намеченной цели, в умении продолжать деятельность, несмотря на неудачи и др.сложности;

    в) решительность проявляется в умении принимать решение быстро и самостоятельно;

    г) выдержка и самообладание проявляются в умении сохранять ясность мысли, в умении управлять своими действиями;

    д) самостоятельность и инициативность проявляются в умении самостоятельно принимать решения и в умении проявлять личный почин и новаторство.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1

      Перечисленные ниже особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность.

      Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, а

      ккуратность, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность.

      Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности.

Дайте обоснование своего выбора

      Понятие о направленности личности.

      Механизмы психологической защиты образа “Я” личности.

      Понятие о воле.

      Виды способностей.

Вариант 2

      Выберите черты и свойства темперамента: неуравновешенность; трудолюбие; чувство долга; ответственность; хорошая координация; аккуратность; впечатлительность; вежливость; низкая работоспособность; быстрое включение в работу; низкая адаптируемость; склонность к оперативной работе; высокая контактность; цикличность в настроении и деятельности; замкнутость; предпочтение одиночества большой шумной компании; ранимость; малоподвижность.

      Дайте обоснование своего выбора.

      Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успеха.

      Воля как структура саморегуляции деятельности и поведения личности.

      Способности, одаренность, талант.

      Виды направленности личности.

Вариант 3

    Определите характеристики, позволяющие говорить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности:

      быстрота овладения деятельностью;

      желание овладеть данной деятельностью;

      качество достижений;

      интерес к деятельности;

      легкость овладения деятельностью;

      динамика овладения знаниями и умениями.

      Дайте обоснование своего выбора.

Вариант 4

    Выберите характеристики темперамента, характера и способностей.

    а) индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями ее успешного выполнения;

    б) совокупность свойств личности, закрепленных в привычных формах поведения;

    в) индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения.

    г) психическое свойство, которое не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но способствует успешному их приобретению;

    д) индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему миру.

    Дайте обоснование своего выбора.

    Типология личности.

    Основные модели и методы изучения темперамента.

    Волевые свойства личности.

    Развитие способностей у человека.

Вариант 5

    У Л.Н.Толстого есть следующее высказывание: “Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами; самый худший человек – сорт человека, который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих 4-х основ, мотивов деятельности – все различия людей”. О каких важных чертах характера говорит писатель?

    Способности и задатки.

    Свойства темперамента. Типы темперамента.

    Соотношение понятий “личность”, “индивид”, “индивидуальность”.

    Методы анализа образа “Я”.

Вариант 6

    В психологии принято считать, что из задатков хорошего слуха в процессе развития личности могут сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превратиться и в художественные способности, и в способности часовщика или прибориста. Какой отсюда можно сделать вывод о соотношении задатков и способностей? От чего зависит, какие именно способности разовьются на основе тех или иных задатков?

    Виды мотивов.

    Понятие об уровне притязаний личности.

    Характер и темперамент.

    Эмоции и личность.

Вариант 7

    По приведенным ниже признакам определите, о каком типе высшей нервной деятельности идет речь в каждом случае? Какому виду темперамента соответствует каждый из описанных здесь типов?

    а) сильный возбудительный процесс, но торможение по силе отстает от него;

    б) возбудительный и тормозной процессы одинаково сильные, смена нервных процессов происходит медленно;

    в) возбудительный и тормозной процессы одинаково сильные, смена нервных процессов происходит быстро;

    г) возбудительный и тормозной процессы слабые.

    Понятие о мотивах. Мотивы и деятельность личности.

    Понятие и структура образа “Я” личности.

    Структура характера.

    Диагностика способностей.

Вариант 8

    В одном из исследований учащихся 6-7 классов спрашивали, какого человека называют настойчивым, какого – самостоятельным и т.д. Некоторые называли настойчивым человеком такого, который “во время спора никогда никому не уступает”; “никогда не слушает других, все делает по-своему”; “не принимает во внимание советов товарищей”; самостоятельным – того, “который живет своим умом, никого не слушает”. В чем ошибочность данных ответов? Какую важную сторону подлинно волевого действия упустили из виду эти испытуемые?

    Потребности как основа формирования личности.

    Виды самооценки личности.

    Понятие о способностях.

    Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности.

Вариант 9

    Гегель в одном из своих сочинений писал: “К характеру относится прежде всего та формальная сторона энергии, с которой человек, не давая сбить себя с принятого пути, преследует свои цели и интересы, сохраняя во всех своих действиях согласие с самим собой. Без характера человек не может выбраться из своей неопределенности, или же он из одного направления впадает в другое, противоположное. Человек с характером импонирует другим, потому что они знают, с кем имеют дело в его лице... Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер, делающий его маяком для других …” Какие черты характера имел в виду Гегель?

    Потребности и деятельность.

    Понятие о самооценке как компоненте образа “Я” личности.

    Проблема способностей в профессиональной ориентации личности.

    Темперамент и личность.

Вариант 10.

    Какое свойство темперамента проявляется у испытуемых А и В?

    В изолированном кабинете испытуемые А и В “ждут” боль. Их предупредили, что как только экспериментатор сосчитает от 20 до 0, они получат сильное болевое раздражение. И действительно, как только экспериментатор произнес “ноль”, испытуемые ощутили удар тока по пальцу. Если сравнить изменение электрокожного сопротивления (кожно-гальваническую реакцию – КГР) в процессе ожидания боли в момент подачи болевого раздражителя у А и В, то оказывается, что между испытуемыми существует большая разница. У испытуемого А ожидание боли дает большую КГР, чем сама боль; у испытуемого В – меньшую.

    Потребности как источник активности личности.

    Функции и виды эмоций у человека.

    Самосознание как свойство личности.

    Понятие о характере.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Немов Р. С. Психология. Кн. 1, 2, 3. - М., 1995.

Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб, 2000.

Дополнительная:

    1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.

    2. Бауэр Т. Психологическое развитие младенца /Под ред. А. В. Запорожца. - М., 1979.

    3. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986.

    4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.

    5. Выготский Л. С. История высших психических функций. Соб. Соч., в 6 томах. - М., 1983.

    6. Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. - М., 1981.

    7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1989.

    8. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959.

    9. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989.

    10. История и психология /Под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анциферовой. - М., 1971.

    11. История зарубежной психологии. 30-е и 60-е г.г. XX в. Тексты по ред. П. Я. Гальперина и А. Н. Ждан. - М., 1986.

    12. Из истории русской психологии /Под ред. М. В. Соколова. - М., 1961.

    13. Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности. Хрестоматия по психологии А. В. Петровского. - М., 1987.

    14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

    15. Ломов Б. Ф. Психология в системе научного знания. Хрестоматия психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.

    16. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

    17. Павлов И. Н. Условный рефлекс. Хрестоматия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.

    18. Ж. Пиаже. Как дети образуют математические понятия. Хрестоматия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.

    19. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. - М., 1984.

    20. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. - М., 1961.

    21. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия. - М., 1994.

    22. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки. - М., 1975.

    23. Узнадзе Д. Н. Общее учение об установке. Хрестоматия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.

    24. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.

    25. Флейвел Д. генетическая психология Ж. Пиаже. - М., 1967.

    26. Фресс П. О психологии будущего. Хрестоматия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.

    27. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М., 1989.

    28. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.

    29. Фромм З. Психоанализ и этика. - М., 1993.

    30. Хрестоматия по истории психологии: период открытого кризиса /Под ред. П. Я. Гальперина. - М., 1980.

    31. Эльконин Д. Б. Научное творчество Л. С. Выготского. В кн.: Избранные психологические труды. - М., 1989.

    32. Ярошевский М. Г. Категориальный аппарат психологии. Хрестоматия по психологии /Под ред. А. В. петровского. - М., 1987.

    33. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. - М., 1974.

    34. Ярошевский М. Г., Анцыфирова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М., 1974.

 

Отправить сообщение nmpsy@yandex.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
© 2006 КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Дата изменения: 17.10.2006