КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ факультет психологии, валеологии и спорта Кафедра общей и социальной психологии |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "История психологии" (общепрофессиональная дисциплина) Рабочая программа составлена доцентом, кандидатом психологических наук, М.В.Воробьёвой - с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности № 030301 - Психология, № государственной регистрации 235 гум./сп. от 17.03.2000 г. - на основании учебного плана подготовки специалистов по данной специальности - очной формы обучения, утвержденного 23.03.2001 г.; - заочной формы обучения, утвержденного 23.11.2001 г. Утверждена на заседании кафедры общей и социальной психологии “30” сентября 2005 г. Обязательный минимум содержания Требования к знаниям, умениям, навыкам Тема 1. Развитие и становление представлений о психической реальности Тема 2. Развитие психологического знания в античности и средневековье Тема 3. Становление научной психологии Тема 4. Психология в ХХ веке. Зарубежные научные школы Тема 5. Отечественные научные школы в психологии Тема 6. Психология как наука ХХI века: перспективы развития ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ОПД.Ф.05 Обязательный минимум содержанияПредмет и задачи психологии; функции истории психологии в современной психологической науке; развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философских учений о сознании; развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку; развитие психологии до периода открытого кризиса; зарубежная психология периода открытого кризиса; бихевиоризм, психоанализ и неофрейдизм; гештальтпсихология; французская социологическая школа; описательная психология; развитие отечественной психологии; идеология и психология; поведенческое направление; культурно-историческая теория; развитие деятельностного подхода; комплексный и системный подходы в отечественной психологии; психология установки; теория планомерного формирования умственных действий; современное состояние зарубежной психологии; межкультурные исследования; гуманистическая психология; когнитивная психология. Требования к знаниям, умениям, навыкамИметь представление о психологической науке как развивающейся системе знаний в историческом аспекте; знать основные зарубежные и отечественные научные психологические школы; модели и методы психологического познания в истории психологии. Уметь использовать методологический и научный аппарат психологической науки в конкретном психологическом исследовании; иметь опыт сравнительного анализа развития и становления представлений о психической реальности оценки особенностей психологии как науки ХХI века, ее гуманистической направленности. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбъект учебной дисциплины: психологическая наука как исторически развивающаяся система знаний о психической реальности. Предмет учебной дисциплины: особенности развития и становления категориального строя психологической науки в историческом аспекте. Цель: дать студентам информацию о развитии и становлении представлений о психической реальности, о моделях и методах психологического познания в истории психологии, о становлении научной психологии; сформировать у обучаемых цельное представление о психологической науке как развивающейся системе знаний в историческом аспекте. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание курсаТема 1. Развитие и становление представлений о психической реальностиРоль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Предмет истории психологии. Смена парадигм в исследовании психической реальности: интроспекционизм, бихевиористская ориентация, естественнонаучная, гуманистическая. Метод категориального подхода к анализу историческо-психологических знаний, роль библиографического метода в истории психологии. Тема 2. Развитие психологического знания в античности и средневековьеУчение о душе в натурфилософии Демокрита, Аристотеля, Платона. Психофизическая проблема: идея психофизического параллелизма. Проблема чувственного и рационального в работах Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гобса. Тема 3. Становление научной психологииМетодология и практика психологического эксперимента. Оформление психологии как экспериментальной науки в конце ХIХ века. Исследования познавательных процессов. Экспериментальный метод психологии. Работы И.Мюллера, Э.Вебера, Т.Юнга, Г.Гельм-Гольца, Г.Фехнера, В.Вундта, Э.Эббингауза, В.Джемса. Проблемы мышления в психологии. Вюрцбургская школа, исследования А.Бине, Ж.Пиаже и женевской школы. Тема 4. Психология в ХХ веке. Зарубежные научные школыПсихология в эпоху открытого кризиса. Исследования поведения человека и животных. Бихевиоризм и категория действия. Объективный метод в исследовании поведения. Французская социологическая школа и проблема социальной обусловленности сознания. Гештальтпсихология и категория образа. З.Фрейд и исследования бессознательного. Метод психоанализа. Развитие идеи бессознательного в работах неофрейдистов. Динамические теории и категория мотивации К.Левин. Экзистенциальная психология. Гуманистическая психология и категория личности. Исследования проблемы психофизического взаимодействия. Концепция психической причинности. Тема 5. Отечественные научные школы в психологииРусская рефлексология. В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов, И.П.Павлов. Теория развития высших психических функций и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Психологическая теория деятельности: основные понятия и принципы. Современные направления в отечественной психологии. Тенденции в развитии психологических концепций и школ: проблема научного диалога. Тема 6. Психология как наука ХХI века: перспективы развитияПроблема взаимодействия теоретического и прикладного исследования в психологии. Перспективы развития психологии. Междисциплинарные исследования. Гуманистическая направленность психологии будущего. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ1. Понятие предмета истории психологии. 2. Основные задачи истории психологии. 3. Понятие метода "категориального подхода" в истории психологии. 4. Метод теоретической реконструкции в истории психологии. 5. Использование биографического метода в историко-психологическом исследовании. 6. Общая характеристика периода развития античной психологии. 7. Демокрит о природе души. 8. Демокрит о познавательных процессах. 9. Характеристика чувственной сферы человека в учении Демокрита. 10. Общий анализ учения Демокрита. 11. Аристотель о природе души. 12. Понятие ощущения в учении Аристотеля. 13. Мышление и его значение во взглядах Аристотеля. 14. Анализ сферы чувств в теории Аристотеля. 15. Понятие характера у Аристотеля. 16. Критический анализ психологических воззрений Аристотеля. 17. Основная философская идея у Платона (Сократа). 18. Понятие о душе по Платону. 19. Понятие о чувстве в учении Платона. 20. Этапы познания в теории Платона. 21. Рационализм Платона в подходе к анализу познания. 22. Общая характеристика развития психологии в средние века. 23. Общий методологический подход Ф.Бэкона к изучению человека. 24. Понятие о душе у Ф.Бэкона. 25. Проблема познания в учении Ф.Бэкона. 26. Понятие метода во взглядах Ф.Бэкона. 27. Критический анализ теории Ф.Бэкона. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ1. Р.Декарт о рефлексе. 2. Понятие души по Декарту. 3. Процесс познания в теории Декарта. 4. Принцип психофизического взаимодействия в учении Декарта. 5. Основные противоречия в теории Декарта. 6. Теория монизма Б.Спинозы. 7. Понятие о душе в теории Б.Спинозы. 8. Процесс познания во взглядах Б.Спинозы. 9. Чувственная сфера человека в теории Спинозы. 10. Критический анализ психологических воззрений Спинозы. 11. Понятие о душе у Т.Гоббса. 12. Познавательная сфера в теории Т.Гоббса. 13. Представление Т.Гоббса о способностях. 14. Сенсуализм и феноменализм Т.Гоббса. 15. Понятие души у Д.Локка. 16. Процесс познания в учении Д.Локка. 17. Понятие рефлексии у Д.Локка. 18. Критический анализ психологических воззрений Д.Локка. 19. Теории специфической энергии органов чувств И.Мюллера. 20. Исследование ощущений в работах Э.Вебера. 21. Проблема измерения чувствительности в исследованиях У.Фехнера. 22. Материалистические представления о природе восприятия у Гельмгольца. 23. Психологическая физиология В.Вундта. 24. Структурализм В.Вундта в изучении сознания. 25. Исследования памяти в работах Г.Эббингауза. 26. Функционализм В.Джемса в изучении сознания. 27. Исследование мышления представителями Вюрцбургской школы. 28. Проблема измерения умственных способностей в исследованиях А.Бине. 29. Проблема развития интеллекта в работах Ж.Пиаже. 30. Классический бихевиоризм Д.Уотсона. 31. Необихевиоризм Э.Толмена и Б.Скиннера. 32. Теория «коллективных представлений» Э.Дюркгейма. 33. Проблема происхождения человеческого мышления в работах Л.Леви-Брюлля. 34. Проблема социальной обусловленности происхождения сознания во взглядах П.Жане. 35. Исследование восприятия в гештальтпсихологии. 36. Исследование мышления представителями гештальтпсихологии. 37. З.Фрейд и исследование бессознательного. 38. Аналитическая психология К.Юнга. 39. Индивидуальная психология А.Адлера. 40. Развитие идей бессознательного в работах неофрейдистов. 41. Динамическая теория личности К.Левина. 42. Теория личностно-ориентированной психологии К.Роджерса. 43. Целостно-динамическая теория мотивации А.Маслоу. 44. Идеи объективного подхода в психологии в работах И.М.Сеченова. 45. «Рефлексология» В.М.Бехтерева и И.П.Павлова. 46. Теория развития высших психических функций и культурно-историческая Психология как наука ХХ1 века: перспективы развития. 47. концепция Л.С.Выготского. 48. Деятельностный подход как основа отечественной психологии. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ1. Опыт как источник познания в трудах Ф.Бэкона. 2. Эмпиризм Д.Локка. 3. Понятие рефлексии у Д.Локка. 4. Понятие «интроспективная психология». Обоснование метода интроспекции в трудах его сторонников. 5. «Систематическая интроспекция» в исследовании мышления в Вюрцбургской психологической школе. 6. «Феноменологическое самонаблюдение» в гештальтпсихологии. 7. «Рефлексы головного мозга» И.М.Сеченова и проблемы физиологических механизмов произвольного поведения. 8. «Рефлексология» И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. 9. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме Д.Уотсона. 10. «Молярный» необихевиоризм Э.Толмена. 11. «Оперантный бихевиоризм» Б.Скиннера и проблема программированного обучения. 12. Роль З.Фрейда в разработке проблемы бессознательного. 13. «Индивидуальная психология» А.Адлера. 14. Проблема «коллективного бессознательного» в творчестве К.Юнга. 15. Установка и бессознательное в школе Д.Н.Узнадзе. 16. Динамическая теория личности К.Левина. 17. «Коллективные представления» в концепции французской социологической школы. 18. Особенности «первобытного мышления» в работах Л.Леви-Брюля. 19. Акт запоминания как социальное действие во взглядах П.Жане. 20. Проблема развития высших психических функций в теории Л.С.Выготского. 21. Проблема обучения и развития в концепции Л.С.Выготского. 22. «Гуманистическая психология» К.Роджерса. 23. Проблема самоактуализации в творчестве А.Маслоу. 24. Деятельностный подход как основа отечественной психологии. 25. Макроструктура человеческой деятельности в теории Л.Н.Леонтьева. 26. Перспективы развития психологии в 21 веке. 27. Проблема идеала и реальности в теории Э.Фромма. 28. Психология человеческих взаимоотношений в концепции Э.Берна. 29. Проблема смысла и «ценностей отношения» в логотерапии В.Франкла. 30. «Глубинная» и «вершинная» психология личности. ОСНОВНАЯ литература1.Ждан А.Н. История психологии. – М.,2001. 2.Марцинковская Т.Д. История психологии. – М..2002. 3.Лихи Т. История современной психологии. –СПб.,2001. 4. Петровский А.В.,Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов н/Д., 1994. 5. Петровский А.В.,Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2003. 6. Смит Н. Системы современной психологии. – СПб.,2003. 7. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 2000. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА1.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. 2.Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2001. 3.Бехтерев В.М. Объективная психология. - М.,1991 4.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения. –М., 1975. 5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. - М., 1983. 6. Гайденко П.П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой. – СПб., 2000. 7.Горфункель А.Х.Философия эпохи возрождения. – М.,1982. 8.Гоббс Т. Сочинения .- М., 1989. 9.Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М.,1981. 10.История зарубежной психологии. Тексты. – М.,1986. 11.Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб.,2000. 12.Леви-Брюль П. Первобытное мышление. – М..1994. 13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975 14.Маслоу А. Мотивация и личность. – М.,1999. 15.Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира.- М.,1996. 16. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже – за и против.- М.,1982. 17. Олпорт Г. Становление личности. – м.,2002. 18. Психоанализ и культура // Избранные труды К.Хорни и Э. Фромма. – М..1995. 19.Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. – М.,1997 20.Рубинштейн С.Л.Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.,2004. 21.Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.,1995. 22.Философия психологии: возвращение к истокам. – М.,2001. 23.Фрейд З.Психология бессознательного.- М.,1989. 24.Юнг К. Аналитическая психология. - М.,1995. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ 1. Проблемы мышления в психологии. Исследования А.Бинэ, Ж.Пиаже и женевской школы. 2. Исследование поведения человека и животных. Бихевиоризм и категория действия. 3. Фрейд и исследование бессознательного. 4. Развитие идеи бессознательного в работах неофрейдистов. 5. Динамические теории и категория мотиваций К.Левина. 6. Русская рефлексология. Исследования В.М.Бехтерева, И.М.Сеченова, И.П.Павлова. 7. Теория развития высших психических функций и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. 8. Психологическая теория деятельности: основные понятия и принципы. ОСНОВНАЯ литература1.Ждан А.Н. История психологии. – М.,2001. 2.Марцинковская Т.Д. История психологии. – М..2002. 3.Лихи Т. История современной психологии. –СПб.,2001. 4. Петровский А.В.,Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов н/Д., 1994. 5. Петровский А.В.,Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2003. 6. Смит Н. Системы современной психологии. – СПб.,2003. 7. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 2000. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА1. Бехтерев В.М., Щелованов Н.М. К обоснованию генетической рефлексологии /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.,1980. 2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 т. - М., 1983. 3. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М.,1981. 4. История и психология / Под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анциферовой. - М., 1971 г. 5. История зарубежной психологии, 30-е - 60-е г.г. ХХ в. Тексты под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М., 1986 г. 6. Из истории русской психологии / Под ред. М. В. Соколова. М., 1961. 7. А. Ф. Лазурский. О естественном эксперименте. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М.,1980. 8. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. Хрестоматия по психологии А. В. Петровского. - М., 1987. 9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. 10. Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания. Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987. 11. Павлов И.Н. Условный рефлекс. Хрестоматия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987. 12. Ж. Пиаже. Как дети образуют математические понятия. Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987. 13. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. -М., 1984. 14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. 15. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - М., 1961. 16. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия. - М., 1994. 17. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке. Хрестоматия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987. 18. Флейвел Д. Генетическая психология Ж. Пиаже. - М.,1967. 19. Фресс П. О психологии будущего. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. - М.,1987. 20. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М., 1989. 21. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989. 22. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993 г. 23. Хрестоматия по истории психологии: период открытого кризиса / Под ред. П. Я. Гальперина. - М., 1980. 24. Эльконин Д.Б. Научное творчество Л.С. Выготского. В кн.: Избранные психологические труды. - М., 1989. 25. Ярошевский М.Г. Категориальный аппарат психологии. Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987. 26. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. - М., 1974. 27. Ярошевский М.Г., Анцыфирова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М., 1974. |
Отправить сообщение
nmpsy@yandex.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
|