КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                     факультет психологии, валеологии и спорта

Домой Вверх

Кафедра общей и социальной психологии


Вверх
Научная деятельность
Преподавательский состав
Библиотека

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины "История психологии"

(общепрофессиональная дисциплина)      

Рабочая программа составлена доцентом, кандидатом психологических наук, М.В.Воробьёвой

-         с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности № 030301 - Психология, № государственной регистрации  235 гум./сп. от 17.03.2000 г.

-         на основании учебного плана подготовки  специалистов по данной специальности

- очной формы обучения, утвержденного 23.03.2001 г.;

- заочной формы обучения, утвержденного 23.11.2001 г.

Утверждена на заседании кафедры общей и социальной психологии “30” сентября 2005 г.    

Обязательный минимум содержания

Требования к знаниям, умениям, навыкам

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание курса

Тема 1. Развитие  и  становление  представлений  о  психической реальности

Тема 2.  Развитие  психологического  знания в  античности и средневековье

Тема 3. Становление научной психологии

Тема 4. Психология в ХХ веке. Зарубежные научные школы

Тема 5. Отечественные научные школы в психологии

Тема 6. Психология как наука ХХI века: перспективы  развития

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ОСНОВНАЯ  литература

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 Федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ОПД.Ф.05

  Обязательный минимум содержания    

   Предмет и задачи психологии; функции истории психологии в современной психологической науке; развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философских учений о сознании; развитие естествознания и выделение  психологии в самостоятельную науку; развитие психологии до периода открытого кризиса; зарубежная психология периода открытого кризиса; бихевиоризм, психоанализ и неофрейдизм; гештальтпсихология;  французская социологическая школа; описательная психология; развитие отечественной психологии; идеология и психология; поведенческое направление; культурно-историческая теория; развитие деятельностного подхода; комплексный и системный подходы в отечественной психологии; психология установки; теория планомерного формирования умственных действий; современное состояние зарубежной психологии; межкультурные исследования; гуманистическая психология; когнитивная психология.

Требования к знаниям, умениям, навыкам

   Иметь представление о психологической науке как развивающейся системе знаний в историческом аспекте; знать основные зарубежные и отечественные научные психологические школы; модели и методы психологического познания в истории психологии.

   Уметь использовать методологический и научный аппарат психологической науки в конкретном психологическом исследовании; иметь опыт сравнительного анализа развития и становления представлений о психической реальности оценки особенностей психологии как науки ХХI века, ее гуманистической направленности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Объект учебной дисциплины: психологическая наука как исторически развивающаяся система знаний о психической реальности.

   Предмет учебной дисциплины: особенности развития и становления категориального строя психологической науки в историческом аспекте.

   Цель: дать студентам информацию о развитии и становлении представлений о психической реальности, о моделях и методах психологического познания в истории психологии, о становлении научной психологии; сформировать у обучаемых цельное представление о психологической науке как развивающейся системе знаний в историческом аспекте.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                            Тема

  Лекции

дн./заоч. (час)

   Практ.

дн./заоч. (час)

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

4.

5.

6.

Развитие и становление представлений о психической реальности.

Развитие психологического знания в античности и средневековье.

Становление научной психологии.

Психология ХХ века. Зарубежные научные школы.

Отечественные научные школы

Психология как наука ХХ1 века.

4/2

        

 

6/4

 

 

6/4

 

6/4

6/4

4/2                             

2/2

 

 

16/2

 

  

18/2

  

10/

 10/1

   4/1

 

                                                      Итого

 32/20

60/8

 Содержание курса

Тема 1. Развитие  и  становление  представлений  о  психической реальности

   Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Предмет истории психологии. Смена парадигм в исследовании психической реальности: интроспекционизм, бихевиористская ориентация, естественнонаучная, гуманистическая. Метод категориального подхода к анализу историческо-психологических знаний, роль библиографического метода в истории психологии.

Тема 2.  Развитие  психологического  знания в  античности и средневековье

   Учение о душе в натурфилософии Демокрита, Аристотеля, Платона. Психофизическая проблема: идея психофизического параллелизма. Проблема чувственного и рационального в работах Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гобса.

Тема 3. Становление научной психологии

   Методология и практика психологического эксперимента. Оформление психологии как экспериментальной науки в конце ХIХ века. Исследования познавательных процессов. Экспериментальный метод психологии. Работы И.Мюллера, Э.Вебера, Т.Юнга, Г.Гельм-Гольца, Г.Фехнера, В.Вундта, Э.Эббингауза, В.Джемса. Проблемы мышления в психологии. Вюрцбургская школа, исследования А.Бине, Ж.Пиаже и женевской школы.

Тема 4. Психология в ХХ веке. Зарубежные научные школы

   Психология в эпоху открытого кризиса. Исследования поведения человека и животных. Бихевиоризм и категория действия. Объективный метод в исследовании поведения. Французская социологическая школа и проблема социальной обусловленности сознания. Гештальтпсихология и категория образа.

   З.Фрейд и исследования бессознательного. Метод психоанализа. Развитие идеи бессознательного в работах неофрейдистов. Динамические теории и категория мотивации К.Левин. Экзистенциальная психология. Гуманистическая психология и категория личности. Исследования проблемы психофизического взаимодействия. Концепция психической причинности.

Тема 5. Отечественные научные школы в психологии

   Русская рефлексология. В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов, И.П.Павлов. Теория развития высших психических функций и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Психологическая теория деятельности: основные понятия и принципы. Современные направления в отечественной психологии. Тенденции в развитии психологических концепций и школ: проблема научного диалога.

Тема 6. Психология как наука ХХI века: перспективы  развития

   Проблема взаимодействия теоретического и прикладного исследования в психологии. Перспективы развития психологии. Междисциплинарные исследования. Гуманистическая направленность психологии будущего.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1.     Понятие предмета истории психологии.

2.     Основные задачи истории психологии.

3.     Понятие метода "категориального подхода" в истории психологии.

4.     Метод теоретической реконструкции в истории психологии.

5.     Использование биографического метода в историко-психологическом исследовании.

6.     Общая характеристика периода развития античной психологии.

7.     Демокрит о природе души.

8.     Демокрит о познавательных процессах.

9.     Характеристика чувственной сферы человека в учении Демокрита.

10. Общий анализ учения Демокрита.

11. Аристотель о природе души.

12. Понятие ощущения в учении Аристотеля.

13. Мышление и его значение во взглядах Аристотеля.

14. Анализ сферы чувств в теории Аристотеля.

15. Понятие характера у Аристотеля.

16. Критический анализ психологических воззрений Аристотеля.

17. Основная философская идея у Платона (Сократа).

18. Понятие о душе по Платону.

19. Понятие о чувстве в учении Платона.

20. Этапы познания в теории Платона.

21. Рационализм Платона в подходе к анализу познания.

22. Общая характеристика развития психологии в средние века.

23. Общий методологический подход Ф.Бэкона к изучению человека.

24. Понятие о душе у Ф.Бэкона.

25. Проблема познания в учении Ф.Бэкона.

26. Понятие метода во взглядах Ф.Бэкона.

27. Критический анализ теории Ф.Бэкона.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1.     Р.Декарт о рефлексе.     

2.     Понятие души по Декарту.

3.     Процесс познания в теории Декарта.

4.     Принцип психофизического взаимодействия в учении Декарта.

5.     Основные противоречия в теории Декарта.

6.     Теория монизма Б.Спинозы.

7.     Понятие о душе в теории Б.Спинозы.

8.     Процесс познания во взглядах Б.Спинозы.

9.     Чувственная сфера человека в теории Спинозы.

10. Критический анализ психологических воззрений Спинозы.

11. Понятие о душе у Т.Гоббса.

12. Познавательная сфера в теории Т.Гоббса.

13. Представление Т.Гоббса о способностях.

14. Сенсуализм и феноменализм Т.Гоббса.

15. Понятие души у Д.Локка.

16. Процесс познания в учении Д.Локка.

17. Понятие рефлексии у Д.Локка.

18. Критический анализ психологических воззрений Д.Локка.

19. Теории специфической энергии органов чувств И.Мюллера.

20. Исследование ощущений в работах Э.Вебера.

21. Проблема измерения чувствительности в исследованиях У.Фехнера.

22. Материалистические представления о природе восприятия у Гельмгольца.

23. Психологическая физиология В.Вундта.

24. Структурализм В.Вундта в изучении сознания.

25. Исследования памяти в работах Г.Эббингауза.

26. Функционализм В.Джемса в изучении сознания.

27. Исследование мышления представителями Вюрцбургской школы.

28. Проблема измерения умственных способностей в исследованиях А.Бине.

29. Проблема развития интеллекта в работах Ж.Пиаже.

30. Классический бихевиоризм Д.Уотсона.

31. Необихевиоризм Э.Толмена и Б.Скиннера.

32. Теория «коллективных представлений» Э.Дюркгейма.

33. Проблема происхождения человеческого мышления в работах Л.Леви-Брюлля.

34. Проблема социальной обусловленности происхождения сознания во взглядах П.Жане.

35. Исследование восприятия в гештальтпсихологии.

36. Исследование мышления представителями гештальтпсихологии.

37. З.Фрейд и исследование бессознательного.

38. Аналитическая психология К.Юнга.

39. Индивидуальная психология А.Адлера.

40. Развитие идей бессознательного в работах неофрейдистов.

41. Динамическая теория личности К.Левина.

42. Теория личностно-ориентированной психологии К.Роджерса.

43. Целостно-динамическая теория мотивации А.Маслоу.

44. Идеи объективного подхода в психологии в работах И.М.Сеченова.

45. «Рефлексология» В.М.Бехтерева и И.П.Павлова.

46. Теория развития высших психических функций и культурно-историческая Психология как наука ХХ1 века: перспективы развития.

47. концепция Л.С.Выготского.

48. Деятельностный подход как основа отечественной психологии.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1.     Опыт как источник познания в трудах Ф.Бэкона.

2.     Эмпиризм Д.Локка.

3.     Понятие рефлексии у Д.Локка.

4.     Понятие «интроспективная психология». Обоснование метода интроспекции в трудах его сторонников.

5.     «Систематическая интроспекция» в исследовании мышления в Вюрцбургской психологической школе.

6.     «Феноменологическое самонаблюдение»  в гештальтпсихологии.

7.     «Рефлексы головного мозга» И.М.Сеченова и проблемы физиологических механизмов произвольного поведения.

8.     «Рефлексология» И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.

9.     Поведение как предмет психологии в бихевиоризме Д.Уотсона.

10. «Молярный» необихевиоризм Э.Толмена.

11. «Оперантный бихевиоризм» Б.Скиннера и проблема программированного обучения.

12. Роль З.Фрейда в разработке проблемы бессознательного.

13. «Индивидуальная психология» А.Адлера.

14. Проблема «коллективного бессознательного» в творчестве К.Юнга.

15. Установка и бессознательное в школе Д.Н.Узнадзе.

16. Динамическая теория личности К.Левина.

17. «Коллективные представления» в концепции французской социологической школы.

18. Особенности «первобытного мышления» в работах Л.Леви-Брюля.

19. Акт запоминания как социальное действие во взглядах П.Жане.

20. Проблема развития высших психических функций в теории Л.С.Выготского.

21. Проблема обучения и развития в концепции Л.С.Выготского.

22. «Гуманистическая психология» К.Роджерса.

23. Проблема самоактуализации в творчестве А.Маслоу.

24. Деятельностный подход как основа отечественной психологии.

25. Макроструктура человеческой деятельности в теории Л.Н.Леонтьева.

26. Перспективы развития психологии в 21 веке.

27. Проблема идеала и реальности в теории Э.Фромма.

28. Психология человеческих взаимоотношений в концепции Э.Берна.

29. Проблема смысла и «ценностей отношения» в логотерапии В.Франкла.

30. «Глубинная» и «вершинная» психология личности.

ОСНОВНАЯ  литература

1.Ждан А.Н. История психологии. – М.,2001.

2.Марцинковская Т.Д. История психологии. – М..2002.

3.Лихи Т. История современной психологии. –СПб.,2001.

4. Петровский А.В.,Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов н/Д., 1994.

5. Петровский А.В.,Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2003.

6. Смит Н. Системы современной психологии. – СПб.,2003.

7. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 2000.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.

2.Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2001.

3.Бехтерев В.М. Объективная психология. - М.,1991

4.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения. –М., 1975.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. - М., 1983.

6. Гайденко П.П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой. – СПб., 2000.

7.Горфункель А.Х.Философия эпохи возрождения. – М.,1982.

8.Гоббс Т. Сочинения .- М., 1989. 

9.Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М.,1981.

10.История зарубежной психологии. Тексты. – М.,1986.

11.Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб.,2000.

12.Леви-Брюль П. Первобытное мышление. – М..1994.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975

14.Маслоу А. Мотивация и личность. – М.,1999.

15.Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира.- М.,1996.

16. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже – за и против.- М.,1982.

17. Олпорт Г. Становление личности. – м.,2002.

18. Психоанализ и культура // Избранные труды К.Хорни и Э. Фромма. – М..1995.

19.Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. – М.,1997

20.Рубинштейн С.Л.Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.,2004.

21.Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.,1995.

22.Философия психологии: возвращение к истокам. – М.,2001.

23.Фрейд З.Психология бессознательного.-  М.,1989.

24.Юнг К. Аналитическая психология. -  М.,1995.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

1.      Проблемы мышления в психологии. Исследования А.Бинэ, Ж.Пиаже и женевской школы.

2.      Исследование поведения человека и животных. Бихевиоризм и категория действия.

3.      Фрейд и исследование бессознательного.

4.      Развитие идеи бессознательного в работах неофрейдистов.

5.      Динамические теории и категория мотиваций К.Левина.

6.      Русская рефлексология. Исследования В.М.Бехтерева, И.М.Сеченова, И.П.Павлова.

7.      Теория развития высших психических функций и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

8.      Психологическая теория деятельности: основные понятия и принципы.

ОСНОВНАЯ  литература

1.Ждан А.Н. История психологии. – М.,2001.

2.Марцинковская Т.Д. История психологии. – М..2002.

3.Лихи Т. История современной психологии. –СПб.,2001.

4. Петровский А.В.,Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов н/Д., 1994.

5. Петровский А.В.,Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2003.

6. Смит Н. Системы современной психологии. – СПб.,2003.

7. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 2000.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бехтерев В.М., Щелованов Н.М. К обоснованию генетической рефлексологии /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.,1980.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 т. - М., 1983.

3. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М.,1981.

4. История и психология / Под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анциферовой. - М., 1971 г.

5. История зарубежной психологии, 30-е - 60-е г.г. ХХ в. Тексты под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М., 1986 г.

6. Из истории русской психологии / Под ред. М. В. Соколова. М., 1961.

7. А. Ф. Лазурский. О естественном эксперименте. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М.,1980.

8. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. Хрестоматия по психологии

А. В. Петровского. - М., 1987.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

10. Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания. Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.

11. Павлов И.Н. Условный рефлекс. Хрестоматия по психологии /Под ред. 

А. В. Петровского. - М., 1987.

12. Ж. Пиаже. Как дети образуют математические понятия. Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.

13. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. -М., 1984.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989.

15. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - М., 1961.

16. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия. - М., 1994.

17. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке. Хрестоматия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.

18. Флейвел Д. Генетическая психология  Ж. Пиаже. - М.,1967.

19. Фресс П. О психологии будущего. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. - М.,1987.

20. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М., 1989.

21. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.

22. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993 г.

23. Хрестоматия по истории психологии: период открытого кризиса / Под ред. П. Я. Гальперина. - М., 1980.

24. Эльконин Д.Б. Научное творчество Л.С. Выготского. В кн.: Избранные психологические труды. - М., 1989.

25. Ярошевский М.Г. Категориальный аппарат психологии. Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.

26. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. - М., 1974.

27. Ярошевский М.Г., Анцыфирова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М., 1974.

 

Отправить сообщение nmpsy@yandex.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
© 2006 КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Дата изменения: 17.10.2006