КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                     факультет психологии, валеологии и спорта

Домой Вверх

Кафедра общей и социальной психологии


Вверх
Научная деятельность
Преподавательский состав
Библиотека

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины "Психология менеджмента"

(общепрофессиональная дисциплина)      

Рабочая программа составлена профессором, докторомпсихологических наук, Р.В.Овчаровой

-         с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности № 030301 - Психология, № государственной регистрации  235 гум./сп. от 17.03.2000 г.

-         на основании учебного плана подготовки  специалистов по данной специальности

- очной формы обучения, утвержденного 23.03.2001 г.;

- заочной формы обучения, утвержденного 23.11.2001 г.

Утверждена на заседании кафедры общей и социальной психологии “30” сентября 2005 г.

Требования к знаниям и умениям

Пояснительная записка

Учебно-тематический план

Содержание курса

Тема 1. Теоретические основы психологии менеджмента как науки, понятие об управлении социальной организацией

Тема 2. Управленческая деятельность, функции управления

Тема 3. Организация как объект управления

Тема 4. Личность как субъект управления

Тема 5. Психология управления поведением людей в организации

Тема 6. Психология управления конфликтами, стрессами и изменениями в организации

Тема 7. Управление коммуникациями в организации

Тема  8. Психология принятия управленческих решений и организация их исполнения

Тема 9. Самоменеджмент руководителя. Искусство, техника и стиль делового общения и руководства

планы семинарских занятий

Семинар 1. Теоретические основы психологии менеджмента как науки

Семинар 2. Понятие об управлении социальной организацией

Семинар 3. Управленческая деятельность и личность как субъект управления

Семинар 4. Управленческие решения и организация их исполнения

Семинар 5. Коллектив как объект и субъект управления (руководства)

Семинар 6. Личность как объект управления

Семинар 7. Взаимодействие субъекта и объекта управления

Семинар 8. Искусство, техника и стиль делового общения и руководства. Технологии предотвращения и разрешения конфликтов

Семинар-практикум  9. Профессиональное здоровье менеджера

Основная литература

дополнительная Литература

Вопросы к зачету

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта ОПД.Р.03

Требования к знаниям и умениям

 В результате изучения данной учебной дисциплины выпускник должен иметь глубокие знания психологических основ менеджмента, оптимизации сотрудничества людей в организациях, повышения их активности и результативности в совместной деятельности; владеть, методами планирования, организации и проведения диагностики и коррекции коллектива и личности как субъектов и объектов управления, а также развитыми навыками по успешному руководству, эффективной практической деятельности в сфере управления различными социальными организациями, сложными деловыми ситуациями, контактами людей в соответствии с профилем специализации (по своей специальности).

 Пояснительная записка

Учебная дисциплина “Психология менеджмента” изучается студентами факультета валеологии (специальность 030301 (020400) – психология) в общепрофессиональных дисциплин цикле национально-регионального (вузовского компонента) на 1-ом курсе.

Она призвана ознакомить студентов с теоретическими и прикладными основами психологии менеджмента; раскрыть возможности применения этих знаний в сфере управления с учетом известного в отечественной и мировой практике опыта работы лучших компаний, фирм, акционерных обществ; создать предпосылки для активного применения полученных знаний в практической работе по творческому анализу происходящих процессов в управленческой деятельности.

В ней уделяется большое внимание вооружению студентов конкретными принципами, методами, методиками (тестами, опросниками), способами и приемами диагностики и коррекции  личности руководителя и социальных организаций, а также социально-психологических явлений в них, творческого применения полученных знаний и навыков в своей профессиональной деятельности.

Учебно-тематический план данного предмета специализации состоит из 9-ти разделов. Теоретическая и практическая части курса в общем объеме занятий представлены равномерно. Изучаемый курс имеет непосредственные междисциплинарные связи с философией, экономикой, социологией, педагогикой, общей и социальной психологией.

К курсу разработано мультимедийное сопровождение в электронном и печатном вариантах  в виде методических указаний для самостоятельной работы студентов по темам.

Учебно-тематический план

Тема

Виды работы

 

 

Лекции

Практич.

занятия

Самост

работа

1.

Теоретические основы психологии менеджмента как науки. Понятие об управлении социальной организацией.

2/2

2

6/2

2.

Управленческая деятельность, функции управления.

2/2

2

6/4

3.

Организация как объект управления.

2/2

2/1

6/4

4.

Личность как субъект управления.

2/2

2/1

6/4

5.

Психология управления поведением людей в организации.

2/2

2

6/4

6.

Психология управления конфликтами, стрессами и изменениями в организации.

2

2

6/4

7.

Управление коммуникациями в организации.

2

2

6/4

8.

Психология принятия управленческих решений.

2

2

6/4

9.

Самоменеджмент руководителя. Искусство, техника и стиль делового общения и руководства

 

2

2/2

8/4

 

Всего

 

18/

10

18/

4

56/

34

 Содержание курса

Тема 1. Теоретические основы психологии менеджмента как науки, понятие об управлении социальной организацией

Современные требования к научному управлению и руководству социальными процессами и организациями. Психология менеджмента (управленческая, организационная психология) – отрасль психологической науки. Источники, история зарождения, становления и формирования психологии менеджмента как науки в России и за рубежом. Значение, объект, предмет, задачи и методы психологии менеджмента.

Основные понятия и категории менеджмента: управление, субъект и объект управления, управляемая и управляющая системы, цели, функции и задачи управления. Социальное и организационное управление. Сущность управления организацией, управленческие роли. Модели управления персоналом в организациях. Эффективность управления.

 Тема 2. Управленческая деятельность, функции управления

Сущность управленческой деятельности. Классификационные схемы функционального состава управления. Формы, этапы, функции и структура управленческой деятельности. Процессный поход к управлению. Основные функции руководителя. Принципы управления.

Тема 3. Организация как объект управления

Основные характеристики организации как объекта управления. Организация как открытая система. Факторы внешней среды в управлении организацией. Внутренняя среда организации. Социокультура организации. Корпоративный дух организации.

Коллектив – субъект управления (руководства). Психология взаимодействия и сотрудничества. Самоуправление в коллективе. Программа диагностики и коррекции психологии первичного коллектива, социально-психологического климата в нем. Учет развития и состояния коллектива. Методы и методики диагностики и анализа социально-психологических явлений в коллективе.

 Тема 4. Личность как субъект управления

Менеджерские характеристики. Управленческие способности и ограничения. Типология личности. Стили делового поведения. Авторитет и компетентность. Техника личной работы. Бюджет времени, его планирование, учет и анализ. Основные направления и факторы совершенствования деятельности руководителя, его подготовленности. Рекомендации по технике делового контакта и сотрудничества, организации труда, рабочего времени. Методики диагностики уровня интеллекта, оценки личностных и деловых качеств, способности к руководству, сотрудничеству и предпринимательству. Методики определения стиля руководства коллективом, лидерских качеств, эффективности руководства и лидерства.

Тема 5. Психология управления поведением людей в организации

Психологические теории социально-психологического воздействия. Виды психологического воздействия. Основные концепции управления людьми в организациях. Составляющие управления поведением людей. Власть и личное влияние руководителя.

Тема 6. Психология управления конфликтами, стрессами и изменениями в организации

Природа конфликта в организации. Причины, структура, динамика и стадии конфликта. Ролевой конфликт в деятельности руководителя. Техника и алгоритм разрешения конфликта. Профилактика конфликтов (условия, пути, способы). Методы разрешения конфликтов. Работа и стресс. Профилактика стресса и отрицательных эмоций. СПК коллектива. Совместимость и срабатываемость. Управление изменениями в организации.

 Тема 7. Управление коммуникациями в организации

Теории коммуникации в системе наук. Понятие коммуникации и ее основные характеристики. Информированность работников как фактор эффективности управления. Анализ нисходящих и восходящих коммуникаций. Характеристика различных систем коммуникаций. Поведение людей и типы их сотрудничества. Личность  в системе

коммуникаций. Коммуникативные процессы. Психология коммуникации. Эффективные технологии коммуникации. Психологические типы людей и особенности их проявления в работе, бизнесе, общении. Тест описания поведения К.Томаса.

 Тема  8. Психология принятия управленческих решений и организация их исполнения

Психологическая природа процесса принятия  решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений. Классификация и разновидности решений. Процесс принятия управленческих решений и его составляющие. Содержание этапа выработки и принятия решения. Основные требования к оптимальному решению. Анализ процесса согласования решений. Восприятие решений исполнителями. Особенности организации исполнения управленческих решений. Методы доведения задач до исполнителей. Усвоение задач исполнителями, их мобилизация на выполнение принятых решений. Стимулирование активности как средство управляющего воздействия. Контроль и оценка исполнения. Индивидуальные различия стилей принятия решения.

Тема 9. Самоменеджмент руководителя. Искусство, техника и стиль делового общения и руководства

Самоменеджмент руководителя. Техника самоменеджмента руководителя. Содержательная характеристика основных форм и видов контактов в управленческой деятельности. Прием посетителей. Этика делового контакта. Деловые разговоры, беседы, встречи, приемы и переговоры. Особенности телефонной деловой беседы. Подготовка и проведение совещаний. Выдача поручений и распоряжений. Деловая переписка. Стиль доклада и выступления. Стиль работы с документами. Психологические факторы в общении. Техника делового общения, социального партнерства, управления партнером в процессе общения.

 

планы семинарских занятий

Семинар 1. Теоретические основы психологии менеджмента как науки

Современные требования к научному управлению и руководству социальными процессами и организациями. Психология менеджмента (управленческая, организационная психология) - отрасль психологической науки. Источники, история зарождения, становления и формирования психологии менеджмента как науки в России и за рубежом. Значение, объект, предмет, задачи и методы психологии менеджмента.

 Семинар 2. Понятие об управлении социальной организацией

Основные понятия и категории менеджмента: управление, субъект и объект управления, управляемая и управляющая системы, цели, функции и задачи управления. Требования, предъявляемые к управляемой системе и ее содержанию. Управление в живой и неживой природе. Социальное и организационное управление. Человек в системе социального управления. Возрастающая роль психологических факторов в управлении и повышении эффективности производства и качества (резервов) работы, наивысшей производительности труда. Современные проблемы, цели, задачи и особенности управления. Содержание и важнейшие компоненты управления. Концепции  управления персоналом в организациях. Гуманистический характер управления. Планирование и проектирование организационных структур по гуманистическим критериям. Управление социальными организациями. Методы их анализа и построения, основные направления развития и схемы их анализа.

 Семинар 3. Управленческая деятельность и личность как субъект управления

    Формы, этапы, функции и структура управленческой деятельности. Социально-психологические аспекты научной организации труда и отдыха, мотивации деятельности, ее стимулы. Ориентация в производственной ситуации и особенности ее диагностики. Основные функции руководителя. Структура его личностных качеств и организаторских способностей. Особенности эмоциональных реакций и психических состояний. Стиль делового общения. Авторитет и компетентность. Техника личной работы. Бюджет времени, его планирование, учет и анализ. Основные направления и факторы совершенствования деятельности руководителя, его подготовленности. Рекомендации по технике делового контакта и сотрудничества, организации труда, рабочего времени. Методики диагностики уровня интеллекта, оценки личностных и деловых качеств, способности к руководству, сотрудничеству и предпринимательству.

Семинар 4. Управленческие решения и организация их исполнения

Понятие решения. Классификация и разновидности решений. Содержание этапа выработки и принятия решения. Основные требования к оптимальному решению. Индивидуальные различия стилей принятия решения. Анализ процесса согласования решений. Восприятие решений исполнителями. Особенности организации исполнения управленческих решений. Методы доведения задач до исполнителей. Усвоение задач исполнителями, их мобилизация на выполнение принятых решений. Стимулирование активности как средство управляющего воздействия. Контроль и оценка исполнения.

 Семинар 5. Коллектив как объект и субъект управления (руководства)

Основные характеристики коллектива как объекта управления (руководства), его организационная структура и функционирование. Психология первичного коллектива. Его факторы, параметры и показатели, сплоченность и совместимость. Критерии эффективности управления им. Стадии и условия развития коллектива. Управление социальными процессами в коллективе. Механизм воспитательного воздействия на коллектив, управления социально-психологическим климатом в нем. Принципы, методы и средства, способы и приемы руководства коллективом.

Коллектив – субъект управления (руководства). Психология взаимодействия и сотрудничества. Самоуправление в коллективе. Программа диагностики и коррекции психологии первичного коллектива, социально-психологического климата в нем. Учет развития и состояния коллектива. Методы и методики диагностики и анализа социально-психологических явлений в коллективе. Практические рекомендации, способствующие успешному руководству им.

Семинар 6. Личность как объект управления

 Человек в системе социального управления. Научные основы и принципы диагностики и формирования важнейших психологических компонентов личности. Подбор и расстановка сотрудников. Система служебно-профессионального продвижения персонала. Опыт развитых зарубежных компаний в управлении служебно-профессиональным продвижением работников. Психология практического мышления. Социальные позиции, статус и роли личности в системе управленческих отношений. Регламентация профессионально-функциональных ролей личности, диалектика их взаимосвязи с психическими свойствами личности. Уровни самооценки и притязаний личности. Проблема социально-психологической адаптации и самоутверждения молодых специалистов в группе (коллективе). Социальные нормы как регуляторы поведения личности в конкретной социальной общности.

 Семинар 7. Взаимодействие субъекта и объекта управления

        Сущность, структура, виды, типы, уровни, стадии и условия взаимодействия субъекта и объекта управления. Понятие о коммуникации и ее основные характеристики. Информированность работников как фактор эффективности управления. Анализ нисходящих и восходящих коммуникаций. Характеристика различных систем коммуникаций. Поведение людей и типы их сотрудничества. Руководитель в системе коммуникаций. Проблемы межличностного восприятия. Восприятие человека человеком в системе коммуникаций. Мастерство делового взаимодействия. Деловая этика и культура менеджмента. Имидж делового человека. Особенности, принципы, методы и формы взаимного познания, социального партнерства. Управление служебно-профессиональным движением кадров. Психологические типы людей и особенности их проявления в работе, бизнесе, общении. Тест описания поведения (Автор – Томас К.).

 Семинар 8. Искусство, техника и стиль делового общения и руководства. Технологии предотвращения и разрешения конфликтов

Содержательная характеристика основных форм и видов контактов в управленческой деятельности. Прием посетителей. Этика делового контакта. Деловые разговоры, беседы, встречи, приемы и переговоры. Особенности телефонной деловой беседы. Подготовка и проведение совещаний. Выдача поручений и распоряжений. Деловая переписка. Стиль доклада и выступления. Стиль работы с документами. Психологические факторы в общении. Техника делового общения, социального партнерства, управления партнером в процессе общения.

Сущность стиля работы, общения и руководства. Причины, структура, динамика и стадии конфликта. Ролевой конфликт в деятельности руководителя. Техника и алгоритм разрешения конфликта. Профилактика конфликтов (условия, пути, способы). Методы разрешения конфликтов. Анализ основных стилей управления. Психология предпринимательства. Теории и типы лидерства. Индивидуальный стиль и коллегиальность в управлении (руководстве). Психологические предпосылки эффективного общения в менеджменте. Методики определения стиля руководства коллективом, лидерских качеств, эффективности руководства и лидерства.

 Семинар-практикум  9

Профессиональное здоровье менеджера

Понятие профессионального здоровья. Поведение типа А и его диагностика. Шкала диагностики поведения типа А Положенцева С.Д. и Руднева Д.А,  структурированнок инткрвью Фридмана и Розенмана. Синдром  «выгорания» в профессиях «человек-человек». Три модели психического выгорания и методы его оценки. Опросник К. Маслача и С.Джексона.

  Основная литература

1.      Кабатченко Т.С.Психология управления. – М., 2003.

2.      Карпов А.В. Психология менеджмента. - М., 2000.

3.      Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. – М., 1997.

4.      Творогова Н.Д. Психология управления. – М., 2001.

5.      Мескон М., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. – М., 1995.

дополнительная Литература

1.      Веснин В.Р. Менеджмент для всех. – М., 1994.

2.      Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М.,1991.

3.      Волгин А.П., Матиркс В.П., Модин А.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: Опыт ФРГ. – М., 1992.

4.      Глухов В.В. Основы менеджмента. – СПб., 1995.

5.      Жичкин А.М., Белоусов В.Л., Пастухов Г.М. Менеджмент: Управление предприятием. – М., 1994.

6.      Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: Персональный менеджмент. – СПб., 1992.

7.      Иеннекенс Ж. Менеджмент в условиях рыночной экономики. – Минск, 1992.

8.      Иосифович Н. Ты – босс. – М., 1995.

9.      Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск, 1996.

10.  Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. – М., 1994.

11.  Козлова О.В., Александров Л.А. и др. Организация управления промышленным производством /Под ред. О.В. Козловой, С.Е. Каменицира. – М., 1985.

12.  Ладанов И.Д. Практический менеджмент. – М., 1992.

13.  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1993.

14.  Минаев Э.С. Основы теории менеджмента. – М., 1993.

15.  Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1987.

16.  О’ Шонеси Д. Принципы организации управления фирмой. – М., 1979.

17.  Оценка работников управления /Под ред. Г.Х.Попова. – М., 1981.

18.  Перлаки И. Нововведения в организациях. – М., 1980.

19.  Практическая психология для менеджеров. – М., 1996.

20.  Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. – М., 1995.

21.  Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях. – М., 1995.

22.  Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М., 1995.

23.  Хойер В. Как делать бизнес в Европе. – М., 1990.

24.  Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. – М., 1993.

25.  Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. - Минск. 1996.

26.  Щекин Г. Профессия – менеджер по кадрам //Кадры, персонал. – М., 1992.

27.  Ягер Д. Деловой этикет. – М., 1994.

28.  Якокка Л. Карьера менеджера. – М., 1991.

29.  Карнеги Дейл. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. – Самара: Изд. «АВС», 1997. – 704 с.

30.  Курс для высшего управленческого персонала /Под ред. В.И. Терещенко. – М., 1970.

 Вопросы к зачету 

1.      Понятие менеджмента. Сущность подходов в психологии менеджмента.

2.      Основные научные школы в управлении, их вклад в развитие управленческой мысли.

3.      Управленческая деятельность.

4.      Сущность управления и классификационные схемы функционального состава управленческой деятельности.

5.      Функции целеполагания и планирования.

6.      Функции организации и мотивирования.

7.      Коммуникатиивная функция руководителя.

8.      Функции коррекции и контроля.

9.      Кадровые функции руководителя.

10.  Принципы управления.

11.  Критерии  эффективности и результаты управления.

12.  Этапы, компоненты управленческой деятельности.

13.  Общие характеристики  организация как объекта управления.

14.  Циклы организационной жизнедеятельности.

15.  Виды организационных структур.

16.  Организация как открытая система и управление ею.

17.  Факторы внешней и внутренней среды в управлении организацией.

18.  Социокультура организации, ее смена и развитие.

19.  Корпоративный дух, социальная ответственность и этика организации.

20.  Обзор основных теорий лидерства.

21.  Психология принятия управленческих решений.

22.  Управление поведением людей в организации.

23.  Управление стрессами, конфликтами и изменениями.

24.  Управление коммуникациями в организации.

25.  Самоменеджмент руководителя: понятие, принципы  и техника.

26.  Способности к управленческой деятельности и ограничения.

27.  Факторы, характеризующие модель менеджера, менеджерские характеристики.

28.  Типологии личности руководителя.

29.  Субъективные факторы эффективности менеджера (М.Вудкок и Д.Френсис).

30.  Стили делового поведения и факторы их формирования.

 

 

Отправить сообщение nmpsy@yandex.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
© 2006 КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Дата изменения: 17.10.2006