КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                     факультет психологии, валеологии и спорта

Домой Вверх

Кафедра общей и социальной психологии


Вверх
Научная деятельность
Преподавательский состав
Учебные программы
Библиотека

 

Научная школа доктора психологических наук, профессора, академика Академии педагогических и социальных наук

Р.В.Овчаровой

Название научной школы

«Методология психологического сопровождения личности в педагогическом процессе».

Основные направления деятельности

Научная и практическая значимость

Характеристика научной деятельности основателя школы

Представители школы и их научный вклад 

Научные результаты

 

Основные направления деятельности

Основные направления научных исследований коллектива: «Технологии психологического сопровождения личности в процессе обучения и воспитания», «Проектирование когнитивного развития школьников», «Психология позитивных эмоциональных состояний школьников в процессе обучения», «Психологическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением», «Психологическое сопровождение родительства».

Научная и практическая значимость

Основные научные результаты коллектива:

Полученные теоретические результаты:

Концептуальные основы адаптивного моделирования психологического сопровождения педагогического процесса в школе. - Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Рекомендовано УМО в качестве учебного пособия для психологических ф-тов ун-тов - М.: Академия, 2003.- 400 с.

Научно обоснованные и экспериментально проверенные способы адаптации и оценки эффективности  концептуальной модели психологического сопровождения педагогического процесса в общеобразовательных школах разного типа. –  Там же.

Концепция родительства как интегрального психологического образования личности . - Овчарова Р.В.  Психология родительства. Рекомендовано УМО в качестве учебного пособия для психологических ф-тов ун-тов - М.: Академия, 2005. - 368 с.

Методология психодиагностики родительства как интегрального психологического образования личности. – Там же.

 Практические результаты:

Модели психологической службы в детском саду, общеобразовательной школе, детском доме, школе-интернате.

Технологии возрастного подхода в деятельности практического психолога образования.

Технологии психологического сопровождения сельских подростков группы риска. -  Овчарова Р.В., Сажина Н.В. «Организация медико-психологической помощи сельским подросткам группы риска».  Монография. – Курган: КГУ. - 260 с.; Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях. Учебное пособие. –  Курган: КГУ., 2003. - 124 с.

Технологии когнитивного развития и создания позитивных эмоциональных состояний младших школьников в процессе обучения. - Гончаров В.С. Основы проектирования когнитивного развития школьников. Монография. – Курган: КГУ, 2005 – 211 c.;  Хромов А.Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения. – Автореф. дис. …канд. психол. наук. – Казань, 2005. – 25 с.

Технологии  тренингов для родителей: «Счастливая мама – счастливый малыш» «Осознанное родительство, «Семь шагов к родительской любви», «Эффективный родитель» и др. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319  с.   

 Научные премии, полученные в коллективе – государственные, международные, академий, университетов:

Сертификат  Хромову А.Б. «За лучшую научную публикацию в международном Журнале журнале проективной психологии и психического здоровья», 2003 год.

Премия губернатора Курганской области в сфере науки, техники и инновационной деятельности Овчаровой Р.В. за учебное пособие «Технологии практического психолога образования»,  2004 год.

Премия губернатора Курганской области в сфере науки, техники и инновационной деятельности Овчаровой Р.В. за участие в Международном психологическом конгрессе, 2003 год.

Сертификат Уральского отделения РАО Овчаровой Р.В. «За лучшее психолого-педагогическое исследование 2004 года».

Изобретения, сделанные в коллективе:

Николаева И.А. Методика  исследования субъективных характеристик социализации личности, 2004.

Ермихина М.О. Опросник «Осознанное родительство»; технология  тренинга «Осознанное родительство», 2004.

Жигалин С.С. Технология тренинга формирования адекватных родительских позиций «Семейный круг», 2005.

Мальтинникова Н.П. Опросник «Этнопсихологические особенности принятия и реализации родительской роли», 2005.

Милюкова Е.В. Опросник на выявление доминирующего компонента родительской любви;

Методика «Диагностика родительской любви и симпатии», 2005.

Духновский С.В. Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений», 2006.

Реализация и внедрение результатов разработок, выполненных в рамках коллектива:

Результаты научных разработок активно внедрялись на экспериментальных площадках кафедры через подготовку 13 кандидатских и 1 докторской диссертаций по психологии; через активную работу в федеральных, региональных и областных научных программах; организацию региональных съездов психологов, международных, областных, научно-практических конференций, в которых представлялись результаты работы научной школы; через организуемые при проведении научно-практических мероприятий мастер-классы, а также публикации в центральной печати научных статей, монографий и учебных пособий, изданных общим тиражом более 100 тыс. экз.

Характеристика научной деятельности основателя школы

Овчарова Р.В. – активный исследователь. Под ее руководством проводятся фундаментальные и прикладные исследования в рамках комплексных программ Института педагогики социальной работы РАО, РФФИ, «Университеты России». По инициативе ученого и при поддержке Психологического института РАО в Курганском государственном университете создана вузовско-академическая лаборатория практической психологии образования, открыта аспирантура по педагогической психологии. Под руководством Р.В.Овчаровой  защищено 10 и подготовлено к защите 5 кандидатских диссертаций. За научное  руководство студенческими работами, отмеченными знаком «Лауреат Всероссийского конкурса», «Лауреат областного фестиваля-конкурса» неоднократно награждалась дипломами МОРФ и грамотами областной администрации. В 2000 году Раисе Викторовне присвоено звание действительного члена Академии педагогических и социальных наук.

Овчарова Р.В. опубликовала  около 200 научных и учебно-методических работ, из них 4 монографии, 4 сборника научных трудов, 9 учебных пособий; в том числе три  - с грифом МОРФ или УМО по классическому университетскому образованию. Она является автором популярных в России книг по психологии образования, неоднократно издававшихся центральными издательствами общим тиражом более  200 тыс. экз. Ее учебные пособия дважды были удостоены  премии губернатора Курганской  области.

Овчарова Р.В. является членом ученого, научного и научно-методического  советов  Курганского государственного университета; членом диссертационного  совета по психологии при Уральском государственном университет;  принимала участие  в работе диссертационных советов по педагогике и психологии  в Курганском, Казанском государственном техническом и Уральском государственном педагогическом университетах в качестве оппонента по кандидатским и докторским диссертациям. Овчарова Р.В. является  экспертом РФФИ, МОРФ по психологии, членом редколлегии психологических журналов «Развитие личности», «Экономика, психология, бизнес», главным научным сотрудником Института педагогики социальной работы РАО. 

 Представители школы и их научный вклад

Духновский Сергей Витальевич «Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения  подростков» (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, специальность 19.00.01. – общая психология, психология личности, история психологии)

Жорник Светлана Анатольевна «Субъектность как фактор формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов»

Николаева Ирина Александровна  «Субъективный образ социального мира как репрезентация социальной ситуации развития личности (на примере  подросткового возраста)» (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических  наук, специальность 19.00.05. – социальная психология)

Булыгина Анна Владимировна «Формирование субъектных компонентов самосознания подростков как фактор профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности».

Сорокина Ирина Владимировна  «Влияние творческих способностей на эмоциональное развитие младших школьников».

Курманова Наталья Сагидуловна «Коррекция детско-родительских отношений  как фактор профилактики социально-педагогической запущенности подростков».

Ермихина Марина Олеговна «Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов» (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, специальность 19.00.07. – педагогическая психология)

Жигалин Станислав Сергеевич «Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка».

        (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических  наук, специальность 19.00.07. – педагогическая психология)

Милюкова Елена Владимировна «Формирование психологических компонентов родительской любви». (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических  наук, специальность 19.00.07. – педагогическая психология)

Нестерова Евгения Александровна «Формирование  эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей». (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических  наук, специальность 19.00.07. – педагогическая психология)

Мальтиникова Наталья Петровна «Этнопсихологические особенности формирования родительства в поликультурной среде» (на примере казахских, татарских и русских семей) (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, специальность 19.00.05. – социальная психология)

Хромов Анатолий Борисович «Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения» (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических  наук, специальность 19.00.07. – педагогическая психология)

Лушпарь Татьяна Владимировна «Психолого-педагогическая поддержка сельской семьи в воспитании детей дошкольного возраста в домашних условиях» (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, специальность 19.00.07. – педагогическая психология)

Гончаров Владимир Сергеевич «Психолого-педагогическое проектирование когнитивного развития школьников» (автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук, специальность 19.00.07. – педагогическая психология)

 Научные результаты

Основные научные публикации коллектива за последние три года:

Гончаров В.С. Основы проектирования когнитивного развития школьников. Монография. – Курган: КГУ, 2005 – 211 c.

Гончаров В.С. Психология проектирования когнитивного развития.  Монография. – Курган: КГУ, 2005 – 272 c.

Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений. Монография. – Курган: КГУ, 2005 – 210 c.

Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях. Учебное пособие. –  Курган: КГУ., 2003. - 124 с.

Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Опросник и руководство по применению. – СПб.: Речь, 2006. – 54 с.

Жигалин С.С. Родительская позиция как система отношений отца и матери: Монография. – Курган: КГУ, 2005 – 272 c.

Жигалин С.С. Формирование адекватных родительских позиций в семьях подростков: Монография. – Курган: КГУ, 2005 – 146 c.

Николаева И.А. «Я и другие: процедура исследования субъективных характеристик социализации личности». Учебно-методическое пособие.  – Курган: КГУ, 2003. - 79 с.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М. .: Сфера, 2004. – 240 с.

Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Рекомендовано УМО в качестве учебного пособия для психологических ф-тов ун-тов - М.: Академия, 2003.- 400 с.

Овчарова Р.В.  Психология родительства. Рекомендовано УМО в качестве учебного пособия для психологических ф-тов ун-тов - М.: Академия, 2005.- 368 с.

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319  с.

Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: Сфера, 2004.- 448 с.

Овчарова Р.В., Сажина Н.В. «Организация медико-психологической помощи сельским подросткам группы риска».  Монография. – Курган: КГУ. - 260 с.

Психология родительства и семейного воспитания. Материалы II международной научно-практической конференции /Под науч. ред. Р.В.Овчаровой. – Курган: КГУ, 2004. –172 с.

Участие членов коллектива в выполнении исследований ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы» и другим ФЦП, академическим, отраслевым программам; по приритетным направлениям Минобрнауки России; по грантам РФФИ и РГНФ за последние три года:

Тема «Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе» выполнялась по приритетному направлению Минобрнауки России.

Тема «Разработка концептуальной модели родительства как интегральной динамической и функциональной психологической структуры» выполнялась по гранту  «Университеты России», проект УР.10.01.040

Тема  «Сельская семья как объект образования и воспитания обучающихся» выполнялась по приоритетным направлениям развития науки и техники ФЦНТП.

Тема «Концепция адаптивной модели психологического сопровождения педагогического процесса в общеобразовательной школе» выполняется по приоритетному направлению фундаментальных и прикладных исследований РАО (Уральское отделение).

Тема «Методология психологического сопровождения родительства» выполняется по приоритетному направлению фундаментальных и прикладных исследований РАО.

 Оригинальные курсы лекций, которые читают члены научного коллектива:

«Практическая психология образования»

«Технологии работы школьного психолога с детьми и подростками»

«Психология лиц с суицидальной направленностью поведения»

«Ранняя диагностика, профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей»

«Диагностика и коррекция эмоциональных состояний младших школьников»

«Диагностика и коррекция когнитивного развития школьников»

«Психология родительства»

«Технологии работы психолога с родителями аномального ребенка» и др.

Организация коллективом научных мероприятий за последние три года:

Региональные съезды психологов («Психологическая служба образования: опыт и проблемы», «Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе»).

Международные конференции «Личность в современном мире», «Психология родительства и семейного воспитания».

Почетные научные звания и медали, полученные членами коллектива за последние три года:

Овчарова Р.В. Медаль К.Д Ушинского «За особые заслуги в психолого-педагогических науках», почетный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

Воробьева М.В. – почетная грамота Министерства образования Российской Федерации, грамоты МОРФ, университета за научное руководство студенческими научными работами.

Участие членов коллектива в редакционных коллегиях научных журналов, оргкомитетах, научных конференций,  учебных, научно-технических советах:

Овчарова Р.В. - член ученого, научного и научно-методического  советов  Курганского государственного университета; член диссертационного  совета по психологии при Уральском государственном университете; эксперт РФФИ, МОРФ по психологии, член редколлегии психологических журналов «Развитие личности», «Экономика, психология, бизнес»; председатель оргкомитета региональных съездов психологов, научно-практических конференций по гуманитарным наукам.

Гончаров В.С. - член ученого и экспертного  советов  Курганского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования; эксперт по психологии ГЛАВУНО администрации Курганской области, член оргкомитета региональных съездов психологов, международных и региональных научно-практических конференций по психологии образования.

Воробьева М.В. – член Ученого совета, эксперт  по психологии методического совета факультета психологии, валеологии и спорта, член оргкомитета региональных съездов психологов, международных и региональных научно-практических конференций по психологии.

 

Отправить сообщение nmpsy@yandex.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
© 2006 КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Дата изменения: 17.10.2006